Объемы взлетают, доходность рулит по ВПП: грузовая авиация в ловушке успешного квартала
Рост объемов в IV квартале опроверг прогнозы о слабом сезоне, однако перевозчики не смогли конвертировать его в рост доходности

Мировой спрос на грузовые авиаперевозки в ноябре 2025 года вырос на 5% в годовом исчислении, продолжив неожиданно сильный рост в четвертом квартале. Однако перевозчики столкнулись с парадоксом: несмотря на увеличение загрузки самолетов, средние спотовые ставки снизились на 5% по сравнению с ноябрем прошлого года, составив 2,73 доллара за килограмм. Такие данные приводит аналитическая компания Xeneta в обзоре рынка от 4 декабря. Рост спроса, составивший 3% в сентябре и 4% в октябре, опроверг прогнозы о слабом пиковом сезоне, но не принес авиакомпаниям ожидаемого роста цен.
Коэффициент динамической загрузки в ноябре достиг 63%, что указывает на увеличение заполняемости рейсов. Однако, как отмечает директор по грузовым авиаперевозкам Xeneta Ниалл ван де Вау, авиакомпании стремятся увеличить свою долю рынка, активно снижая тарифы. Эта стратегия сокращает прибыль в условиях, когда провозные мощности растут параллельно со спросом, создавая давление на доходность отрасли. Даже 6-процентный рост ставок по сравнению с октябрем оказался слабее, чем 9-процентный скачок, зафиксированный годом ранее.
Ключевым фактором, формирующим текущую ситуацию, стало резкое изменение динамики электронной коммерции, особенно на критическом транстихоокеанском направлении. Введенные США ограничения de minimis немедленно и радикально сократили объемы перевозок электронной торговли из Китая в Америку – на 51% в октябре. Этот спад стал одним из самых значительных в последнее время. Одновременно Европа превратилась в предохранительный клапан для китайских экспортеров: объемы авиаперевозок электронной коммерции из Китая в ЕС в октябре резко выросли на 47%. Этот скачок стал возможен, в том числе, благодаря оперативному перераспределению грузовых авиамощностей с транстихоокеанских на азиатско-европейские маршруты.
Тем не менее, общий трансграничный авиаэкспорт электронной торговли из Китая в октябре вышел на плато, прекратив 27 месяцев непрерывного роста, который часто приближался к 40% в годовом исчислении. Аналитики рассматривают это как потенциальный структурный перелом, особенно на фоне предстоящих реформ в области de minimis, которые Европейский Союз планирует реализовать в 2026 году.
Что касается новых американских пошлин на китайские товары, их фактическое влияние на авиагрузовые потоки оказалось умереннее первоначальных опасений. Анализ Xeneta показывает, что реальный рост издержек для импортеров колеблется в диапазоне от 10% до 12%. Это значительно ниже уровня в 30–100%, который обсуждался в апреле. Пока этот рост не оказывает существенного влияния на потребительский спрос. Однако компания предупреждает, что истинное воздействие может проявиться в 2026 году. К тому времени розничные сети сократят накопленные запасы, и более высокие затраты будут переложены на конечных потребителей. Это совпадет с прогнозируемым снижением доверия американских покупателей, что может усилить негативный эффект.
На фоне этих изменений Xeneta прогнозирует умеренный рост спроса на грузовые авиаперевозки в 2026 году – на уровне 2-3%. Структурной проблемой для отрасли станет опережающий рост предложения провозных мощностей по сравнению со спросом, что окажет существенное дополнительное давление на тарифы. В условиях стагнации общего объема рынка единственным путем роста для отдельных игроков станет перехват грузов у конкурентов. Это определяет контур 2026 года как периода жесткой конкуренции за долю рынка, где основным бенефициаром в краткосрочной перспективе могут стать грузоотправители, получающие возможность выбирать более выгодные условия.
Напомним, мировой рынок авиационных грузоперевозок продолжит рост в 2025 году, но его темпы заметно снизятся. Согласно последнему прогнозу аналитической платформы Xeneta, глобальный спрос увеличится на 3-4%, что существенно скромнее показателей прошлых лет. Ключевым сигналом этого замедления стали данные за сентябрь, которые показали сбалансированность рынка после летнего всплеска. LR








 11.12.2025
 



Написать ответ