К законопроекту о реестрах грузоперевозчиков вопросы есть как у водителей-частников, так и у гигантов рынка. Возможно, именно поэтому запланированное на июнь рассмотрение в Госдуме до сих пор не состоялось.
Законопроект о реестрах не оставил равнодушным никого: и малый бизнес, и крупные транспортные компании были взбудоражены возможным возвращением лицензирования. Обсуждения шли, в основном, в негативном ключе: положения законопроекта существенно усложняли жизнь предпринимателей. Намерение правительства ужесточить контроль казалось непреодолимым: в марте документ прошел предварительное рассмотрение, а первое чтение было назначено на июнь.
Но летом Госдума так и не рассмотрела знаковый для отрасли законопроект. Недавно мы связались с ответственным комитетом и узнали, что документ, по всей видимости, не будет рассмотрен и в рамках осенней сессии.
— В графике законопроект не стоит, и до конца года, скорее всего, рассмотрен не будет. Разве что в экстренном порядке его как-то поставят, но пока это не планируется, – сообщили нам в нижней палате парламента.
Почему медлит Госдума?
По мнению перевозчиков, задержки могут свидетельствовать о продолжающейся работе над текстом документа.
— На данный момент инициатива содержит дублирующие уже существующее законодательство нормы, а часть требований эксперты отрасли считают избыточными и нуждающимися в доработке. Вероятно, задержки с рассмотрением могут быть связаны как раз с проработкой спорных моментов, – отмечает директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич.
Президент ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко считает, что простыми поправками здесь не обойтись – проблема заключается в самой сути законопроекта.
— Задержки могут быть связаны с тем, что концепция реестра крайне сырая и не выдерживает никакой критики. Эта идея настолько не соответствует реалиям, что мы в свое время приняли решение не участвовать в обсуждениях – потому что обсуждать, в сущности, нечего.
Тот факт, что рассмотрение законопроекта в очередной раз отодвинули, говорит о том, что у его создателей нет четкого понимания, ради чего он нужен.
Что не так с реестрами?
— Существующая редакция законопроекта несет в себе риски, включая рост финансовой и административной нагрузки, рост напряженности в профессиональной среде, угрозу коррупционной составляющей, – объясняет исполнительный директор Союза экспертов в сфере транспорта (СЭЛ) и логистики Ольга Федоткина. – Законопроект фактически запрещает заниматься перевозками до включения в реестр.
Мы считаем, что включение должно быть добровольным и не создавать условия, когда часть предпринимателей будет лишена возможности вести бизнес.
Ольга Федоткина отмечает, что запуск реестров нужно сделать поэтапным и предусмотреть достаточный «переходный период», который снимет недовольство и напряжение на рынке. Вести реестр, по мнению эксперта, должен федеральный орган – например, Ространснадзор (в текущей версии законопроекта ответственность за ведение вообще не прописана). В целом же документ, по мнению главы СЭЛ, требует серьезной доработки.
— В случае готовности авторов к учету мнения бизнеса, мы можем ожидать дальнейшего продвижения этой инициативы, – резюмирует Ольга Федоткина.
Валерий Войтко, в свою очередь, отмечает: требования, выставляемые авторами законопроекта к перевозчикам, вовсе не являются гарантией их добросовестности.
— Кто такой добросовестный перевозчик? Это предприниматель со стабильным финансовым положением? А мало ли случаев, когда состоятельные фирмы подставляли клиентов, не выплачивали деньги и разорялись? Наличие необходимых специалистов – тоже не критерий и не защита ни от кидалова, ни от разорения. Законопроект предусматривает, что административные штрафы или задолженности по налогам ведут за собой автоматическое выбывание субъекта из ведения бизнеса. От таких инициатив глаза на лоб лезут! Покажите мне хоть один работающий субъект бизнеса, у которого нет штрафов и претензий со стороны налоговой инспекции!
За и против
Перевозчики сходятся во мнении о сырости текущей версии законопроекта, но к самой идее учета предпринимателей относятся по-разному.
По мнению Александра Лашкевича, реестр грузоперевозчиков с четким указанием компаний, работающих в отрасли, повысит прозрачность рынка и даст перевозчикам возможность заявить о себе как о надёжных контрагентах.
— Реестр перевозчиков и экспедиторов важен для обеления рынка, так как позволит упорядочить сектор, послужит росту безопасности и качества грузоперевозок, – отмечает Ольга Федоткина.
Однако представители МСБ настроены не так оптимистично. Работающие в условиях низкой рентабельности и растущих издержек, водители-частники и владельцы небольших автопарков опасаются усиления административной и финансовой нагрузки. В связи с этим Объединение перевозчиков России в мае этого года даже пригрозило протестами, которые могут состояться, если законопроект будет принят в текущем виде.
Валерий Войтко также считает введение реестров как формы лицензирования неуместным и приводит в пример строительную отрасль, где внедрение института СРО (саморегулируемых организаций, членство в которых обязательно для ведения бизнеса) никак не улучшило положения дел на рынке.
— Есть необходимость в систематизации информации о субъектах рынка, но не в лицензировании.
Позицию правительства мы поняли давно: чистого лицензирования ни в каком виде не будет, и в текущем виде законопроект никаких шансов не имеет.
Радует, что сырые, неработоспособные проекты по автотранспорту просто так, «на дурака» уже не прокатывают. Это хорошо, — подводит итог президент ассоциации «Дальнобойщик».
Написать ответ