Днищевой сбор: проверки судов на взрывчатку обернутся новой статьей расходов для портов

Правительство обязало операторов портов организовывать и оплачивать подводный осмотр судов по требованию ФСБ. В отрасли ожидают миллионных расходов, дефицита водолазов и операционных сбоев с наступлением зимы

Днищевой сбор: проверки судов на взрывчатку обернутся новой статьей расходов для портов

Правительство обязало стивидоров организовывать и оплачивать водолазный досмотр днищ иностранных судов на предмет взрывчатых веществ, пишет «Коммерсантъ». Соответствующая норма закреплена постановлением кабмина от 25 ноября, которое развивает указ президента №502 от 21 июля об ужесточении контроля за заходом судов из-за рубежа. Новые правила действуют на фоне инцидентов, имеющих признаки внешнего вмешательства, зафиксированных в 2025 году в ряде портов, включая Усть-Лугу.

Согласно процедуре, после уведомления о заходе судна Федеральная служба безопасности в течение 48 часов принимает решение: согласовать разрешение, отказать или назначить осмотр подводной части. Организацию такого осмотра с привлечением водолазов и технических средств правительство возложило на операторов портов (стивидоров). Стивидоры, в свою очередь, имеют право требовать компенсации расходов с судовладельца. Практически полномасштабно эти меры уже применялись летом на Северо-Западе, а сейчас их активизируют в портах Азово-Черноморского бассейна.

Представители грузоотправителей указывают на две ключевые проблемы: стоимость услуги и дефицит специалистов. По их данным, средняя цена водолазного обследования достигает 300 тысяч рублей, но в отдельных портах может доходить до миллиона. Однако, как отмечает один из экспертов, сумма вторична по сравнению с необходимостью наладить ритмичную работу. Гораздо острее стоит кадровый вопрос, особенно на Дальнем Востоке, где ощущается нехватка квалифицированных водолазов. Это создает операционные риски для грузопотока, учитывая масштабы заходов: только в 2024 году иностранные суда посетили порты России более 26,7 тысячи раз, причем лидерами по трафику стали Новороссийск, Владивосток и Усть-Луга.

В портовом сообществе новую обязанность встречают с недоумением. По мнению отрасли, логичнее было бы возложить ее на судовладельцев через их агентов, которые уже оплачивают портовые сборы, включающие компонент транспортной безопасности. Для стивидоров же эта функция является несвойственной и представляет собой дополнительную организационную и финансовую нагрузку. Операторы на местах уже начали заключать договоры с профильными организациями, например, с «Росморпортом», для исполнения требований, и пока, по некоторым оценкам, справляются с организацией процесса в отдельных бассейнах. Но его сложность и длительность сильно варьируются в зависимости от локации порта, маршрута судна и характера груза.

Главным вызовом рынок считает предстоящий зимний сезон. Эксперты с беспокойством ожидают наступления холодов и ледостава, которые серьезно осложнят или сделают невозможными подводные обследования. В портовой среде открыто говорят о напряжении из-за непонимания, как будет работать система в этих условиях. Официальные комментарии от Ассоциации морских торговых портов и Минтранса на запросы о новых мерах безопасности не поступили.

Напомним, проект Минтранса уже к 2030 году может ограничить до 65% судов для перевозки сельхозгрузов и рыбы. Для судов старше 30 лет хотят ввести ежегодный аудит и 10%-ную надбавку к сбору за каждый год возраста. LR

Источник

Написать ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>