Солидарная ответственность и курс валют: бизнес теряет миллиарды на таможенных разногласиях Союза
ЕЭК пока не смогла унифицировать правила по солидарной ответственности и валюте платежа. Бизнес критикует односторонние доначисления из-за курсовой разницы без механизма возврата

Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) работает над унификацией таможенных правил, но по нескольким ключевым для бизнеса вопросам договоренностей пока достичь не удалось. О ходе переговоров по четырем проблемным зонам – солидарной ответственности, расчету таможенной стоимости в условиях нестабильного курса валют, пошлинам и нормативам для электронной торговли – на форуме «ВЭД: риски и возможности 2025» сообщил помощник министра по таможенному сотрудничеству ЕЭК Максим Чмора.
Одним из наиболее дискуссионных остается механизм солидарной ответственности при таможенных платежах. В ЕЭК рассматривают несколько моделей уведомления сторон. Традиционный подход предполагает одновременное предъявление претензий как непосредственному должнику, так и лицу, несущему солидарную ответственность. Альтернативный вариант – последовательное взыскание с установлением временного лага, когда таможенные органы сначала обращаются к основному должнику и лишь после исчерпания этой возможности – к солидарщику. Не менее сложным является вопрос освобождения от солидарных обязательств. В одной из стран-участниц солидарная ответственность снимается при банкротстве основного должника, тогда как другие юрисдикции настаивают на непрерывности взыскания в интересах бюджета. Максим Чмора подчеркнул, что позиции бизнеса и государственных органов значительно различаются, и задача комиссии заключается в выработке единого подхода для обеспечения единообразия таможенного применения.
Значительные разногласия на уровне стран-членов ЕАЭС сохраняются в методологии определения таможенной стоимости при расчетах в иностранной валюте. Российская Федерация считает, что стоимость должна формироваться исходя из валюты фактического платежа, даже если она отличается от валюты контракта. Эту позицию с оговоркой поддерживает Белоруссия, допускающая такой подход только при полной оплате в одной валюте, без разбивки на несколько валют. Однако Казахстан, Киргизия и Армения выступают против, настаивая на использовании исключительно валюты счета, указанной в контракте. Их аргументация строится на рисках усложнения документооборота для бизнеса и повышения административной нагрузки из-за усиления контрольных мероприятий.
Расширенный комментарий от бизнес-сообщества по этой проблеме предоставил Сергей Полудень, председатель Республиканского союза участников таможенных отношений. Он подтвердил, что для Беларуси данный вопрос не является столь острым, поскольку в национальном законодательстве еще ранее были заложены четкие и стабильные правила, в частности, по учету лицензионных платежей. Что касается споров вокруг валюты платежа, то Союз участников таможенных отношений предложил ЕЭК компромиссный вариант: ориентироваться на счет-фактуру как на основной документ для определения стоимости, независимо от того, произошла полная или частичная оплата.
– В качестве компромисса мы предложили ориентироваться на выставленный счет-фактуру, независимо от того, была ли оплата полной или частичной. Такой подход мы считаем рабочим и поддерживаем его, – отметил Сергей Полудень.
Он также раскритиковал непоследовательность подхода, при котором при доначислении платежей из-за изменения курса таможня требует доплату, но не возвращает излишки, если курс изменился в пользу импортера. «Мы задали прямой вопрос: будет ли произведен возврат платежей в случае положительной для бизнеса разницы в курсе? Нам ответили отказом. Мы считаем такой подход неприемлемым», — отметил эксперт. По его словам, в Беларуси такой негативной ситуации нет.
Параллельно ЕЭК завершает подготовку к запуску обновленных правил для сектора электронной торговли, для чего в Таможенный кодекс уже включена отдельная глава. Ее вступление в силу ожидается после получения официальной ноты от Республики Казахстан о завершении внутригосударственных ратификационных процедур. На ближайших заседаниях Совета ЕЭК будут утверждены конкретные ставки и нормативы. В проекте документа зафиксирован единый таможенный платеж в размере 5% и унифицированный с общим порядком порог для беспошлинного ввоза в 200 евро.
Особое внимание уделяется формированию перечня товаров, которые не подпадут под льготный режим электронной торговли. В ходе обсуждений наиболее остро стоял вопрос о включении автомобилей в этот перечень; по текущей редакции проекта транспортные средства в него не входят. Для администрирования новой процедуры разработана специализированная декларация на товары электронной торговли, которая будет оперативно доработана при утверждении окончательного перечня товаров. Реализация поставок будет возможна через два канала: через таможенные склады, где товары будут накапливаться и выпускаться под конкретного получателя, и через операторов электронной торговли по схеме прямой поставки физическому лицу для личного потребления.
Напомним, ЕАЭС планирует внедрить институт уполномоченных экспортеров. LR








 01.12.2025
 



Написать ответ