Минфин дал, Минфин взял: судовладельцы в шоке от требований вернуть субсидии

Программа утилизационных грантов действует с 2017 года

Минфин дал, Минфин взял: судовладельцы в шоке от требований вернуть субсидии

Федеральное казначейство, подведомственное Минфину, направило ряду судоходных компаний требования о возврате бюджетных субсидий, выделенных в рамках программы утилизационных грантов. По данным четырех источников «РБК» в судостроительной и судоходной отраслях, ведомство считает, что средства предоставили с нарушением правил – они были получены параллельно с другими мерами господдержки, что запрещено постановлением правительства №502 (ист.).

Программа утилизационных грантов действует с 2017 года. Она позволяет судоходным компаниям при утилизации судов старше 30 лет получать из бюджета субсидию, покрывающую до 15% стоимости нового судна, если речь идет о пассажирских судах. Также программа снижает затраты на строительство буксиров, земснарядов, сухогрузов и несамоходных грузовых судов. С 2017 по 2024 год на эти цели выделили более 3 млрд руб., а в 2025–2026 годах финансирование увеличат до 2 млрд руб. ежегодно.

Однако в постановлении № 502 указано, что строительство нового судна должно вестись без привлечения других мер господдержки. Федеральное казначейство выявило, что некоторые компании получали субсидии одновременно с бюджетными инвестициями, направленными в лизинговые компании – ГТЛК и «Машпромлизинг» (входит в ОСК). Эти лизингодатели заказывали суда для тех же судоходных компаний.

«Нескольким судоходным компаниям, получившим гранты, направлены требования территориальных управлений Федерального казначейства с требованием вернуть полученные из бюджета деньги. В казначействе считают, что было нарушено условие о том, что строительство должно вестись без привлечения средств федерального бюджета», – пояснил один из источников.

Представители отрасли не согласны с претензиями. Источник, близкий к одной из судоходных компаний, утверждает, что бюджетные инвестиции в лизинговые компании нельзя приравнивать к субсидиям, поскольку они предоставляются на возвратной основе и не являются прямой господдержкой. «Если лизинговой компании предоставлен заем на условиях платности, срочности и возвратности, для лизингополучателя он влечет удорожание проекта через лизинговые платежи. Заем не регламентируется как мера господдержки», – отметил он.

По данным «РБК», требования коснулись как минимум пяти компаний: «Московское речное пароходство», «Водоходъ. Пассажирский порт», «Волгатранс», «Волгасервис» и «Восточно-Сибирское речное пароходство». В «Волгасервисе» подтвердили, что получили 60 млн руб. на строительство круизного судна «Золотое кольцо», что покрыло 15% его стоимости. В компании заявили, что возврат субсидии увеличит срок окупаемости судна с 17 до 20 лет, а убытки придется компенсировать за счет роста цен на билеты.

Эксперты отмечают, что программа утилизационных грантов изначально была малоэффективной из-за жестких условий. Олег Сутырин из SBS Consulting пояснил, что судовладельцы не могли совмещать гранты с льготным лизингом, что делало строительство новых судов в России экономически невыгодным. «Совместное использование двух инструментов – льготного лизинга и утилизационного гранта – создавало конкурентоспособное предложение, но полумера так и не получила развития», – сказал он.

Михаил Бурмистров из «INFOLine-Аналитики» добавил, что высокие ставки по кредитам делают рыночный лизинг недоступным, а текущая доходность судоходных компаний не позволяет им вернуть субсидии без серьезных финансовых потерь.

В Минфине, Федеральном казначействе, Минпромторге, ОСК и ГТЛК отказались от комментариев. Вопрос сейчас обсуждается между Минпромторгом и казначейством, но итоги переговоров пока неизвестны.

Напомним, в России может появиться оператор, поставляющий зарубежный флот местным компаниям. «Единым окном» может стать Объединенная судостроительная корпорация, находящаяся в управлении ВТБ. LR

Фото: © Андрей Степанов / Фотобанк Лори

Источник

Написать ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>