РФ за семь месяцев этого года экспортировала в Китай 32 тыс. тонн продукции переработки минтая (филе, фарш, сурими), что выше показателя за весь 2023 год – 26 тыс. тонн.
Об этом сообщил президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак на международном рыбопромышленном форуме в Санкт-Петербурге.
По его словам, на рынке Китая наметился рост потребления филе и сурими, что привело к значительному росту поставок из РФ за последние два года. «При этом российская продукция вытесняет продукцию конкурентов. Наращивание поставок сопровождается снижением цен, в том числе для получения конкурентного преимущества. Частично эта разница компенсируется более короткой и дешевой логистикой», — сказал он.
Отметив, что Китай всегда был ключевым экспортным рынком для российского мороженого минтая, Буглак сообщил, что эта рыба закупается главным образом для переработки и последующего реэкспорта филе. «Но спрос на мороженый минтай в КНР постепенно снижается. В 2022-2023 годах спрос восстановился, но все равно был на 7% ниже к среднему допандемийному уровню. В текущем году снижение еще на 4%», — обратил внимание он.
Как считает глава ассоциации, причина этого в том числе в снижении экспортных цен на филе на фоне роста издержек переработки, «в удорожании ручного труда, который лежит в основе конкурентоспособности китайской переработки». Это оказывает давление и на цены на российский минтай.
Буглак напомнил, что в прошлом году российские предприятия экспортировали минтаевой продукции на $1,36 млрд, из которых $550 млн (около 40%) пришлось на продукты ее переработки. Тем не менее, заявил он, «экспортная выручка с тонны вылова почти не растет», поскольку в последние годы ключевые рынки минтая лихорадит.
«В этой ситуации особое значение приобретает поиск сбалансированного сочетания объемов вылова и производства для оптимизации экспортной выручки», — заявил глава ассоциации.
Минтай является основным рыбопромысловым ресурсом РФ. На него приходится до 36% общероссийского вылова рыбы.
Интерфакс
Написать ответ