Немалая часть продовольствия, в процессе транспортировки продуктов от производителя к потребителю портится из-за несоблюдения температурных условий.
Некачественные продукты тысячами тонн идут на свалку, либо напичканные консервантами, попадают на прилавки магазинов. Это угрожает здоровью россиян и продовольственной безопасности страны. Потребитель, поставщик и в целом – государство несут убытки. Покупатели, компенсируя финансовые потери, переплачивают за продукты. Бизнес теряет немалые средства. Госбюджет недополучает сотни миллионов рублей.
Мясо, рыба, овощи, фрукты – на пути с поля, фермы, моря к домашнему холодильнику – проходят целую цепь производственных холодильников: заготовительных, перевалочных, распределительных, реализационных, транспортных. Это энергоемкий, системный, технологический процесс, включающий: первичную заморозку, транспортировку в условиях, необходимых для хранения, обслуживание груза и оборудования в пути, соблюдение особенностей погрузочно-разгрузочных работ, логистику грузопотоков, четкую работу инфраструктуры. Эффективность и устойчивость этой «холодильной цепи», а значит сохранность продуктов, обеспечивается ее непрерывностью и определяется самым «теплым ее звеном».
Риск несоблюдения температурных условий, а значит ухудшения качества продукции, есть на всех этапах. Но самое, пожалуй, «теплое», слабое звено – процесс передачи «скоропорта» с одного участка на другой, по цепи поставки: от производства – к заморозке и упаковке, со склада – к транспортировке, между видами транспорта – железнодорожным, автомобильным, морским, речным, воздушным – в пути, с транспорта – на место реализации, в торговые сети. Попросту говоря – стыки. Слабые логистика и организация производства, низкий уровень компетентности персонала приводят к большим временным потерям и сбою неизменности температурного режима хранения продукции. Ситуация усугубляется недостаточной мощностью транспортного холодильного оборудования и дефицитом спецтранспорта. Нехватка рефрижераторных вагонов и контейнеров, в частности, обусловлена их неэффективным оборотом ввиду узкой специализации; недостаточность морозильных мощностей — на старых промысловых судах в период высоких уловов.
В 2022 году Академией продовольственной безопасности был зафиксирован общий уровень сельскохозяйственных потерь на пути от поля, фермы и моря (производство, транспортировка, переработка и хранение) на сумму 1,56 трлн. рублей. Из них, по оценке Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС), потери скоропортящейся продукции, из-за несоблюдения температурных условий, составили 500 млрд. рублей.
Перегрев даже на одном участке, прерывающий холодильную цепь, влечет за собой нарушения температурного режима, разбалансировку всего процесса оборота «скоропорта» и непоправимые последствия – неконтролируемое ухудшение качества продуктов.
Наиболее хорошо зарекомендовавшее себя в международной практике решение проблемы – создание в стране Непрерывной холодильной цепи (НХЦ), которая позволит ежегодно экономить 200-300 млрд. рублей. АСОРПС давно ищет пути решения этого вопроса. Ведет аналитическую работу по всем направлениям оборота скоропортящейся продукции, диалог с заинтересованными лицами, отраслевыми союзами, объединениями и ведомствами, бизнесом. Участвует в разработке проектов нормативных документов. Организует и проводит профильные мероприятия – круглые столы, совещания и конференции – с приглашением участников рынка.
Выработке тактики и стратегии комплексного развития процесса транспортировки «скоропорта», в частности, будет посвящена конференция: «Cold Chain Eurasia» в Санкт-Петербурге 19 сентября. «Наша задача – создать непрерывность низкотемпературной логистики в России, а в перспективе – национальную систему холодильной цепи, на основе грамотно, профессионально организованных и выстроенных технических и технологических процессов – для людей, бизнеса, государства», – подытоживает президент АСОРПС Михаил Синев.
АСОРПС
Написать ответ