ЕС ужесточает политику в отношении перевозок по территории своих стран, погранпереходы пропускают менее половины фур. А с Китаем спрос на автоперевозки растет в связи со сложностями доставки другими видами транспорта.
Всесторонние ограничения
В июле в европейском направлении для россиян глобально ничего не поменялось. В части пересечений границы для белорусов ситуация тоже в целом стабильная: самым загруженным остается пункт пропуска Мядининкай (Каменный Лог) – за два дня в Литву въехало всего 13% транспорта от нормы. 48% большегрузов пропустили через литовский Шальчининкай (Бенякони). На польском погранпереходе Кукурыки (Козловичи) прошло 74% грузового транспорта. На территорию Латвии через Патерниеки (Григоровщина) проехало в ЕС 42% фур.
C 16 июля Латвия ввела запрет на въезд легковых авто, зарегистрированных в Беларуси. А с 2 августа перевозки грузов по территории ЕС, а также транзитом запрещены для созданной в ЕС автотранспортной компании, 25% и более которой принадлежит белорусскому физическому или юридическому лицу.
«Перевозчики снова поставлены в условия, когда нужно перестраивать логистические цепочки и искать варианты обхода возникших ограничений. Каждое из таких потрясений – риск повышения цен на перевозки», – отмечает специалист по международной логистике Станислав Суханов.
Трудный Китай
Спрос на автоперевозки с Китаем растет в связи со сложностями доставки другими видами транспорта. Компании выбирают такой способ, исходя из приоритетов по срокам и стоимости.
В самом Китае незначительно увеличилось (+20–30%) время прохождения всех приграничных операций, однако эксперты не считают ситуацию критичной. Куда большее значение имеет заметный рост тарифов на доставку за последний месяц – они увеличились в среднем на 20% по причине повышенного спроса и увеличившейся себестоимости доставки.
«Объем перевозок контейнеров автомобильным транспортом из Китая в первом полугодии 2024 года вырос в 1,4 раза. По нашему мнению, это временное явление на фоне сокращения мест на морских линиях в направлении России и дефицита фитинговых платформ на Восточном полигоне, поскольку в результате продолжающихся проблем в Красном море наблюдается дефицит контейнеровозов на основных морских направлениях. Соответственно, для ускорения доставки многие импортеры сейчас используют автотранспорт. Однако в июне 2024-го внезапно возросший поток на маршруте Россия – Китай привел к простоям грузовых автомобилей на границе из-за недостаточно развитой инфраструктуры большинства погранпереходов. К этому добавилась и ситуация с досмотрами грузов на границе с Казахстаном», – комментирует директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев.
Речь об усилении досмотров на границах транзитных станций. Особенно заметна в последнее время такая тенденция в Казахстане. Процедура увеличивает сроки доставки для некоторых видов товаров на две недели.
«Прогнозировать изменения рынка сложно, так как они зависят от внешних факторов и санкционного давления. Наша компания продолжает успешно функционировать на данном направлении, находя возможности даже в самых сложных условиях», – отмечает «ТРАСКО».
Отдельного упоминания достойна ситуация с взаиморасчетами, которая, конечно, нанесла удар и по транспортным компаниям. Со слов председателя Русско-Азиатского делового совета Максима Кузнецова, российские клиенты токсичны для китайских банков. Восточные банкиры, не произнося слово «нет», почти не открывают NRA счета, более того, срок жизни корсчета теперь – несколько месяцев, максимум – шесть. В рынок вышли так называемые альтернативные схемы.
Анна Маничева
Написать ответ