На границе Польши и Украины уже десять дней наблюдается грузовой транспортный коллапс: проезд фур в обе стороны на трех крупнейших погранпереходах сильно затруднен. Вызвано это действиями польской стороны – причем не государства, а частных активистов.
6 ноября польские перевозчики начали блокировать три крупнейших пункта пропуска автомобилей на границе с Украиной: «Корчева-Краковец», «Хребенне-Рава Русская» и «Дорогуск-Ягодин». Изначально акция была запланирована на 3 ноября, но затем ее сдвинули на три дня.
В результате по состоянию на 10 ноября, как сообщает украинское издание «Страна.ua», на пункте «Дорогуск-Ягодин» скопилось около 900 грузовиков на въезд на Украину и 4836 машин – на въезд в Польшу, причем за сутки с украинской стороны проехало всего 29 фур. На пункте «Хребенне-Рава Русская» с польской стороны насчитывалось около 1300 машин, с украинской – 1370 (проехало 20 фур в сутки). Самая большая очередь со стороны «незалежной» наблюдалась на пункте «Корчева-Краковец» – около 2200 машин, однако и темпы пропуска там были намного выше (256 фур в сутки).
При этом польские перевозчики блокируют только грузовые автомобили, да и то не все – они пропускают машины со скоропортящимися продуктами, а также с гуманитарными и военными грузами для Украины. Однако в результате сложившейся ситуации пересечь границу сложно в принципе.
«Сегодня поехали через Румынию импортеры скоропортящихся продуктов. Для многих это двойной километраж, но через пропускные пункты на польской границе они не могут проехать. Хотя в теории забастовщики пропускают такие товары, фуры физически не могут прорваться через очереди, которые уже достигают 50-60 километров. Такая возможность есть разве что на Краковце, где работает накопитель, но не могут все машины идти только через один пропускной пункт», – рассказал глава Ассоциации международных перевозчиков Украины Владимир Балин украинскому агентству УНН.
При этом, по словам того же Балина, польские перевозчики планируют увеличивать масштаб акции. Так, с 21 ноября они хотят перекрыть еще один пункт пропуска автомобилей – «Медыка-Шегини».
Чего добиваются польские дальнобойщики
Протестующие дальнобойщики из Польши выдвинули исчерпывающий список требований для прекращения своей акции:
- Возврат разрешительной системы для украинских перевозчиков.
- Ужесточение условий въезда в ЕС для украинских перевозчиков по системе ЕКМТ (это специальное годовое разрешение, которое компании получают на конкурсе, главные требования – чтобы машины были не ниже уровня Евро-5 и Евро-6).
- Отдельные очереди на украинско-польской границе для машин на европейских номерах.
- Организация движения пустых фур через отдельные пункты пропуска.
- Отказ в регистрации в Польше компаний не из ЕС (в первую очередь, недопуск на европейский транспортный рынок украинского бизнеса).
- Допуск польских перевозчиков в украинскую систему «Шлях» (электронная система, позволяющая разрешать мужчинам призывного возраста покидать территорию Украины, если они работают дальнобойщиками или волонтерами – прим. ред.).
При этом удовлетворение выдвинутых требований кажется малореальным. Так, разрешительная система, о которой говорится в первом пункте, была отменена для украинских перевозчиков решением Евросоюза, поэтому польские власти в принципе не могут ее вернуть (отмена будет действовать до июня 2024 года).
Условия по системе ЕКМТ, о которых говорится во втором пункте, одинаковы для всех стран-участниц этой системы, отметил заместитель украинского министра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергей Деркач.
Особенно странно для украинских властей выглядит требование допуска к системе «Шлях».
«Позиция украинской стороны такова: «Шлях» – это внутренняя система, доступ к которой ограничен даже внутри страны. Для расширения круга субъектов, которые имеют право на такой доступ, понадобится отдельное решение правительства, а также отдельное обеспечение по линии возможных киберугроз и несанкционированного доступа»,
– сказал глава секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Украины Андрей Забловский.
Любопытно, что польские перевозчики даже не объясняют, зачем им доступ к украинской электронной системе. Владимир Балин полагает, что им это нужно для понимания количества украинских дальнобойщиков, обслуживающих международные рейсы. Кроме того, через эту систему поляки могут попытаться переманивать украинских водителей.
Текущий протест польских водителей не первый. В мае 2023 года они уже блокировали пункт пропуска «Дорогуск-Ягодин», требуя вернуть разрешительную систему для украинских перевозчиков. Тогда властям Украины пришлось предоставить полякам право свободного въезда на территорию «незалежной» из любой страны ЕС.
Подлинные причины недовольства поляков
Реальной подоплекой происходящих событий, как сообщают украинские эксперты, является банальная экономическая конкуренция. Именно польские перевозчики в значительной степени контролировали европейский рынок (их доля на нем составляла около 50%). Однако после получения доступа к этому рынку украинскими компаниями у поляков появился серьезный конкурент, способный предлагать те же услуги по более низким ценам. В итоге, как рассказал Владимир Балин, цены на перевозки действительно падают: за год стоимость транспортировки товара по маршруту Киев-Варшава одной фурой снизилась аж в четыре раза, с 4 тысяч евро до всего лишь тысячи. При этом количество рейсов украинских водителей после отмены разрешительной системы также выросло в несколько раз.
Как объяснил неназванный чиновник украинского Кабмина, поляки беспокоятся не столько за рынок ЕС, где у них по-прежнему большое преимущество, сколько за потерю украинского рынка.
«Если бы сохранилась разрешительная система, поляки могли бы перехватывать основные потоки и зарабатывали на нашем рынке огромные деньги. Именно это их раздражает больше всего: видят огромный куш, но не могут к нему подступиться. Рассказы о том, что наши компании ломают европейский рынок, мягко говоря, преувеличены. Да, есть каботажные перевозки по Польше, но объемы там не такие большие. И наши водители уж точно не наводнили Испанию или Италию», – сказал анонимный источник «Страны.ua».
По информации Владимира Балина, доля польских перевозчиков на украинском рынке действительно снизилась с 35% до 10%.
У происходящего на польской границе есть и внутриполитические причины.
«В Польше после выборов происходит транзит власти, управляемость на многих уровнях снизилась. Кроме того, партия «Порядок и справедливость», которая долгое время имела безоговорочное большинство, сейчас будет вынуждена договариваться с оппозицией и напоследок пытается оставить проблему перевозчиков новому правительству, раскачивая ситуацию. Отсюда и абсолютно фантастические требования, которые польским перевозчикам явно кто-то подсказал», – полагает чиновник украинского Кабмина.
К чему может привести акция протеста польских перевозчиков
По словам главы ассоциации международных экспедиторов и владельца транспортной компании Виктора Берестенко, через польскую границу сейчас идет до 50% всего украинского товаропотока.
«Из реальных альтернатив – разве что восстановление контейнерных морских перевозок, что позволит уменьшить нагрузку на сухопутную границу на 50 тысяч фур в год. Но и там есть свои сложности», – отметил эксперт.
Под сложностями, по всей видимости, в первую очередь имеется в виду проблема безопасности – украинские порты на юге страны подвергаются периодическим ударам российской армии.
Непосредственным следствием простоя фур на границе с Польшей является увеличение стоимости перевозок.
«Каждые сутки простоя – это плюс 150 евро на фуре к ценнику. Понятно, что часть расходов перевозчики попытаются покрыть за свой счет, но среднестатистический рейс подорожает на 300-500 евро с фуры», – рассказал Берестенко.
В последние месяцы перевозки и так существенно подорожали. Например, доставка из Литвы на Украину – более чем в два раза (с 1300 до 3 тысяч евро). Теперь она будет стоить 3,5 тысячи евро. Доставка из Бельгии в последние месяцы выросла с 2,5 тысячи евро до 4 тысяч, а теперь составит 4,5 тысячи.
Все это неизбежно скажется на стоимости товаров для конечного потребителя. Так, украинские оптовики прогнозируют, что рост цен на импортные продукты питания и напитки в ближайшее время составит 10%.
Кроме того, проблемой может стать автомобильное топливо, в особенности сжиженный газ, 36% импорта которого проходит через польскую границу.
Вызывают тревогу и перспективы заключения торговых контрактов на следующий год: многие иностранные компании, наблюдая риски транспортировки, начинают заменять украинские товары аналогами из той же Польши.
«Есть риски срыва многих контрактов, украинская продукция таким образом выдавливается не только с европейского, но и с мировых рынков», – резюмировал ситуацию Андрей Забловский.
Лазарь Юшко
Написать ответ