Бизнес должен научиться реагировать на непредсказуемость китайских властей в период пандемии.
Свое видение логистического кризиса изложил на IV Предпринимательском форуме-выставке по бизнесу с Китаем президент SCS Group Александр Гаврик. По его словам, 40% производственных поставок из КНР происходят со срывом обозначенного договором срока.
Одна из главных причин – разразившийся в стране энергетический кризис, из-за чего многие предприятия работают только три дня в неделю. В частности, ограничения в подаче электроэнергии затронули такие крупные промышленные центры провинции Чжэцзян, как Нимбо и Иу (этот город занимает ведущее место по объему почтовых экспресс-отправлений). «Какие-то фабрики пытались увеличить свой штат, но это не особо помогает в период кризиса с электроэнергией», – говорит глава SCS Group.
На задержки в доставке до сих пор влияет нехватка контейнеров. «Чувствуется какой-то заговор, потому что при сегодняшней цене (перевозки. – Прим. ред.) контейнера из Китая, которая доходит до $15 тыс., а раньше была в районе $4 тыс., зачем эту проблему решать? Крупным компаниям, владеющим огромным контейнерным парком, это выгодно. Зачем вовремя доставлять и возвращать контейнеры, если можно зарабатывать такие сумасшедшие деньги? – говорит А. Гаврик. – Думаю, только давление со стороны других отраслей повлияет на то, что ситуация будет сбалансирована, но как минимум еще полгода мы будем ощущать дефицит порожних контейнеров».
Возникают проблемы не только с вывозом, но и с ввозом продукции в Китай, в том числе из-за «псевдоковидных ограничений». «Китайцы, можно сказать, высасывают из пальца какую-то проблему: включается блок со стороны таможенных органов, создаются дополнительные препоны на въезд этого груза, контейнера в Китай, на границе образуются огромные очереди, не дают получить ввозную документацию, сертификат. Экспортер, который поставляет продукцию, вынужден либо возвращать груз, либо попадать под штрафные санкции за простой грузов в портах и т. д.», – поясняет предприниматель.
Заторы наблюдаются и на сухопутных погранпереходах. Притчей во языцех стала ситуация в Забайкальске, где регулярно образуются километровые очереди автотранспорта. На погранпереходах в Приморье (Пограничный, Краскино) ситуация попроще, но и там пропуск фур ограничен, в том числе из-за снижения квот по решению китайской стороны.
Тем не менее, сообщил глава SCS Group, в 2021 году был отличный пример, когда автомобильная доставка медицинских масок из города Суйфэньхэ через пункт пропуска Пограничный заняла до Москвы 8–9 дней. Но тогда на китайской стороне было лобби, и в целом эта перевозка обошлась дороже обычной.
«Маски был хайповый товар, стоил довольно много. Соответственно, такую логистику могли себе позволить», – пояснил бизнесмен.
А. Гаврик предлагает участникам ВЭД сегодня плюсовать от 3 до 4 недель к стандартному сроку доставки во исполнение договорных обязательств. Кроме того, рационально задействовать разные схемы перевозки, имея альтернативу морю в лице авто- и железнодорожного транспорта.
«Если есть возможность отправлять груз двумя каналами, пользуйтесь, делите груз, чтобы не попасть на всю партию. Заторы неизбежны. Сегодня Китай может включить любые ограничения на границе», – сказал президент SCS Group.
Написать ответ