С первого января следующего года российский рынок автоперевозок ожидает много изменений, в их числе вступление в юридическую силу транспортных документов в электронном виде.
И, само собой разумеется, транспортная накладная (ТН) – основополагающий документ при грузоперевозках также будет использоваться в электронном виде. Что, как отметили эксперты, существенно убыстрит процессы логистического бизнеса, сделает его более открытым и безопасным.
Новая форма ТН, напомним, была принята постановлением правительства РФ от 21.12.2020 г. № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом…».
Появившиеся для заполнения поля вызвали в сообществе перевозчиков ряд вопросов, но, как полагают эксперты, «разночтения» в некоторых пунктах обновленного документа, скорее всего, сойдут на нет в процессе его использования.
Ситуация здесь, заметил старший юрист «Биржи грузоперевозок ATI.SU» Юрий Павлюченко, не является безвыходной.
— Сегодня, например, не всегда очевидно, кто является «лицом, у которого забирается груз» и какую ответственность оно несет. Теоретически здесь может быть указан как склад грузоотправителя, так и любой сотрудник, даже тот, кто не имеет непосредственного отношения к грузоперевозке. Кажется, что такая ситуация создает риск манипуляций с ТН и опасность для груза. Однако гражданско-правовой ответственности за нарушение правил оформления этого документа законодательством не предусмотрено, а судебная практика подтверждает, что даже при отсутствии ТН доказать факт перевозки можно другими способами. Таким образом, несмотря на критическую важность ТН в процессе грузоперевозок, форма ее заполнения может варьироваться, — подчеркнул эксперт.
Но, как бы ни складывалась ситуация, юристы рекомендуют заключать договоры с крупными экспедиторами, а не с перевозчиками, причем с обязательным (выверенным по пунктам) заполнением и получением всех документов, в частности, той же ТН.
Сегодня грузоотправитель должен учитывать (еще перед отправкой груза) все детали перевозки. Очень важно, по мнению Юрия Павлюченко, наличие у перевозчика договора страхования. И, особенно, подчеркнул он, «когда стоимость груза высокая: это поможет значительно увеличить шансы на взыскание ущерба, если груз при перевозке будет утрачен».
Необходимо, сказал эксперт, чтобы «грузоотправитель в транспортной накладной указывал все документы, связанные с разрешениями и спецификой груза. Иначе перевозчик в случае инцидента (например, перегрузе ТС) сможет предъявить грузоотправителю претензии и потребовать возмещения убытков. Также в ТН нужно прописывать объявленную стоимость груза: в случае недостачи или повреждения груза перевозчик будет нести ответственность именно в рамках этой суммы».
И, пожалуй, последнее в чем сходятся все юристы-консультанты в сфере грузоперевозок – это то, что совмещение компетентного документального сопровождения перевозимых грузов с цифровыми технологиями и инструментариями является сегодня оптимальным вариантом избежать не только утраты груза, но и минимальных издержек в ходе его транспортировки.
Написать ответ