Эксперт: ежемесячный взнос за коммерческие авто вырос на 55% за 3 года
Стабильная остаточная стоимость в долгосрочной перспективе стабилизирует рынок и поддержит объемы лизинга
Корпоративный сегмент исторически был драйвером рынка благодаря лизингу, но последние три года он демонстрирует отрицательную динамику. Основная причина спада – резкое увеличение совокупной стоимости владения автомобилем для бизнеса. Об этом на сессии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) заявил генеральный директор «Газпромбанк Лизинг» Вячеслав Спиров.
Расчеты «Газпромбанк Лизинг» на примере среднестатистического легкого коммерческого автомобиля (LCV) показывают тревожную тенденцию: даже при сравнительно небольшом росте стоимости машины на 10% (с 3,6 млн до 4 млн руб.) ежемесячный лизинговый платеж с 2022 по 2024 год резко увеличился на 55% – с 51 690 руб. до 80 390 руб. В результате общая стоимость договора лизинга выросла на 44%. Такой скачок обусловлен двумя ключевыми факторами, отметил Спиров. Во-первых, подорожанием автомобилей на 40% с 2022 года и резким повышением ключевой ставки ЦБ – с 7,5% в мае 2023 года до 21%. При этом субсидии Минпромторга лишь частично компенсируют возросшие расходы, не спасая ситуацию кардинально.
Расчеты «Газпромбанк Лизинг» на примере среднестатистического легкого коммерческого автомобиля (LCV) показывают тревожную картину: при росте стоимости самого автомобиля на 10% (с 3,6 млн до 4 млн руб.) ежемесячный лизинговый платеж за тот же срок подскочил на 55% – с 51 690 руб. до 80 390 руб. Стоимость всего договора лизинга выросла на 44%. Драйверами этого роста стали 40-процентное подорожание машин с 2022 года и повышение ключевой ставки Центробанка с 7,5% в мае 2023 года до 21%. При этом субсидии Минпромторга, хотя и предоставляются, компенсируют лишь часть возросших расходов.
Отвечая на вопрос о путях решения проблемы, Спиров выделил два уровня. Тактически, в текущих рыночных условиях, самой эффективной мерой он считает расширение господдержки.
– При таком уровне ставок, при такой фазе рынка, самой эффективной мерой является мера государственной поддержки, – заявил он, положительно оценивая усилия Минпромторга и подчеркнув важность ориентации этих мер на отечественную и локализованную продукцию.
Стратегически же ключом к устойчивому развитию лизинга Спиров назвал решение вопроса остаточной стоимости автомобилей. Это включает повышение качества продукции, стабильность модельного ряда и компонентной базы на протяжении нескольких лет, а также развитие вторичного рынка, где активную роль начинают играть и сами лизинговые компании.
По мнению Спирова, именно стабильная остаточная стоимость в долгосрочной перспективе стабилизирует рынок и поддержит объемы лизинга.
Напомним, что согласно результатам совместного исследования Объединения лизинговых ассоциаций (ОЛА) и аналитического агентства «Автостат», по итогам марта-мая 2025 года количества случаев изъятия лизинговой техники выросло на 30% и более год к году. Сроки реализации изъятой техники существенно увеличились. 73% респондентов ОЛА и 89% представителей инфраструктуры отметили, что продажа таких активов теперь занимает как минимум на 10% больше времени. Основными причинами стали низкий спрос на подержанную технику, отсутствие эффективных каналов сбыта и необходимость дополнительных затрат на предпродажную подготовку. LR
Фото: © Леонид Еремейчук / Фотобанк Лори
Написать ответ