Эксперт: без перестройки верфей 180 судов за 11 лет не построить
Без перестройки отрасли выполнить план по строительству 180 морских транспортных судов к 2036 году будет очень сложно
Для реализации Стратегии развития судостроения, подписанной премьер-министром Михаилом Мишустиным 12 мая 2025 года, необходима комплексная модернизация не одной, а нескольких судоверфей. Об этом на конференции «Логистика 2025. Новые горизонты» заявил специальный представитель губернатора Санкт-Петербурга по вопросам экономического развития Анатолий Котов.
Чиновник подчеркнул, что без перестройки отрасли выполнить план по строительству 180 морских транспортных судов к 2036 году — 18 единиц ежегодно — будет очень сложно.
— Сегодня нормальные морские суда построить не в состоянии, потому что для этого нужны доки, технологии и специализация. Организация производства на одной верфи — нерационально. Нужна кооперация предприятий, — отметил Анатолий Котов.
Эксперт связал проблему с зависимостью от иностранных поставок. Он объяснил, что 69% оборудования для судов — импортное, а отечественные мощности — всего 31%.
— Если оборудование приходит с задержками или в непредсказуемой комплектации, судно не сдать в срок. А для заказчика главное — сроки и деньги. Потому они боятся заключать контракты, — добавил Анатолий Котов.
По его словам, выход — в создании отечественного машиностроительного кластера, способного обеспечить полный цикл.
Кроме того, Анатолий Котов указал на необходимость господдержки. Так, без лизинговых программ, льготных кредитов и инвестиций частного бизнеса такие проекты не реализовать. Однако, эксперт считает, что сегодня финансовая модель не адаптирована под масштаб задач.
Стратегия, по мнению представителя администрации Петербурга, требует консолидации усилий федерального центра, регионов и бизнеса.
— Только кластерный подход, объединяющий верфи, проектные бюро и машиностроительные заводы, позволит переломить ситуацию. Иначе мы останемся в ловушке импорта, — резюмировал Анатолий Котов, напомнив, что город готов стать драйвером изменений, но «без системной модернизации даже питерские верфи не смогут конкурировать».
Напомним, что по словам генерального директора C-Shipping Алексея Гагаринова, порт Санкт-Петербург может обрабатывать до 4-6 миллионов TEU в год при увеличении осадки до 14,5 метров. Это позволит ему стать основным контейнерным хабом России и Балтики, принимая океанские суда шириной до 40 метров. LR
Фото: © Юрий Поздников / Фотобанк Лори
Написать ответ