Вагонный колосс: «Атлант» стал вторым по величине оператором после РЖД
Парк компании насчитывает до 108 000 грузовых вагонов
«Деметра-Холдинг», объединяющий активы в сфере экспортной логистики и торговли зерном, завершил продажу 49% железнодорожного оператора «Транслес» и 100% Грузовой компании оператору «Атлант». Представители обеих компаний подтвердили «Ведомостям» детали сделки. Для «Деметры» это часть долгосрочной стратегии, направленной на концентрацию усилий в зерновой логистике.
«Атлант», принадлежащий лизинговой группе «Трансфин-М», рассматривает приобретение как шаг к усилению позиций в сегментах полувагонов и крытых вагонов. «Это позволит улучшить сервис, повысить транспортную безопасность клиентов и выстроить эффективное управление парком совместно с РЖД», – пояснил представитель оператора. В конце 2024 года «Атлант» уже купил у «Деметры» 51% «Транслеса» за 5,75 млрд руб., а теперь консолидировал 100% компании. Стоимость новых сделок стороны не раскрывают, но гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров оценивает ее не менее чем в 150 млрд руб.
«Транслес» в 2024 году перевез около 4,9 млн т грузов, сохранив объемы на уровне предыдущего года. Выручка компании по РСБУ выросла на 37% до 8,07 млрд руб., а чистая прибыль увеличилась в 9 раз – до 657 млн руб. Грузовая компания также сохранила объем перевозок (26 млн т), но ее чистая прибыль сократилась в 7 раз – до 777 млн руб., несмотря на рост выручки на 23%.
«Атлант», занявший в 2024 году 8-е место в рейтинге Infoline Rail Russia Top, сократил перевозки на 13% (до 37,4 млн т), но увеличил выручку на 13% (71,2 млрд руб.) и чистую прибыль на 11% (почти 17 млрд руб.). Теперь, после покупки «Транслеса» (7100 лесовозных платформ) и Грузовой компании (38 600 вагонов, включая 13 200 инновационных полувагонов), парк «Атланта» достиг 107 900 единиц подвижного состава. Это приближает его к лидеру рынка – Федеральной грузовой компании РЖД, управляющей 134 300 вагонами.
Источник, близкий к одной из сторон сделки, сообщил, что приобретение согласовано с ФАС. «Ведомости» запросили комментарии у регулятора, Минтранса и РЖД.
Консолидация на рынке продолжается: в конце 2024 года ВТБ продал «Аврору инвест» (владеет Первой грузовой компанией с парком около 100 000 вагонов), а в начале 2025 года «Коммерсантъ» писал о возможном объединении ПГК с «Трансфин-М» и «Атлантом». Бурмистров считает такие сделки логичными на фоне снижения ставок аренды вагонов и падения доходности операторов. «Атлант» укрепляет устойчивость бизнеса и сокращает издержки, а тренд на консолидацию, вероятно, продолжится», – отмечает эксперт.
Александр Поликарпов из Rollingstock Agency прогнозирует, что рынок движется к олигополии, где основные перевозки будут контролировать несколько крупных игроков, а независимые операторы останутся в узких нишах. Однако текущая ситуация осложняется падением ставок аренды: если в начале года они составляли около 2600 руб. в сутки, то к маю снизились до 1900–1950 руб., а в июне приблизились к 1800 руб. Бурмистров связывает это с сокращением погрузки и мерами РЖД по борьбе с порожними вагонами, что создает дефицит подвижного состава для грузоотправителей.
По данным РЖД, погрузка в мае упала на 9,4% (до 94,6 млн т), а за пять месяцев 2025 года – на 7,3% (465,2 млн т). Перевозки угля (основного груза для полувагонов) снизились на 3,4%, лесных грузов – на 3,1%. На этом фоне около 150 000 вагонов простаивают – вдвое больше, чем год назад. Операторы вынуждены демпинговать, а часть убытков экспортеров угля перекладывается на перевозчиков, заключает Бурмистров.
Напомним, в апреле 2025 года железнодорожный оператор Globaltrans завершил сделку по продаже дочерних компаний российскому «Трансатланту». В рамках соглашения новые владельцы получили контроль над «Балттранссервисом», «ГТИ менеджмент», «Новой перевозочной компанией», «Уральской вагоноремонтной компанией» и Adaptive Capital Ltd. Сумма сделки составила $767 млн или примерно 62,9 млрд рублей по курсу Центробанка. LR
Фото: atlant-rail.ru
Написать ответ