В Минтрансе сообщили «Ъ» о разработанном проекте новых «правил оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автодорогам федерального значения».
В настоящее время документ, по словам представителей ведомства, проходит «регламентные процедуры», а в марте 2022 года, как предполагается, новые правила заменят нормы, установленные (постановление правительства 2010 года №18) одиннадцать лет назад.
И хотя в Минтрансе заявляют, что предстоящие изменения, в основном, связаны с появившейся на российских дорогах безбарьерной системой «Свободный поток» (free-flow), тот же «Ъ» выяснил, что дело не только в этом.
В числе правил, подготовленных в министерстве, есть и нормы, отношения к free-flow не имеющие. Например, в случае «недостатка платной услуги» или ее оказании «не в полном объеме» автомобилист вправе требовать «безвозмездного оказания услуги», либо «соразмерного уменьшения стоимости услуг», либо «возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных услуг».
К «некачественной услуге», по мнению управляющего партнера юридической группы «Шипович и партнеры» Дениса Шиповича, можно будет отнести и ситуацию, когда оператор дороги своевременно не устранил причину пробки.
— Не исключаю, что суд может принять позицию автовладельца, если последний сумеет доказать, что его автомобиль был поврежден из-за недостатков дорожного полотна, — заметил он.
А его коллега руководитель направления юридической фирмы a.t.Legal Вадим Резниченко считает, что с введением новых правил «водителям будет легче обосновать свою правоту».
Однако в новых правилах отмечены и обязанности водителя. Так, транспондер надо будет размещать «в соответствии с инструкцией оператора», и если устройство находится вне доступа сигнала, то водитель лишается права проезда по платной дороге с free-flow. Запрещено будет выезжать на платную дорогу с нечитаемыми или «умышленно скрытыми» номерами.
Определенную «привилегию» получат операторы платных трасс: они не будут обязаны размешать на информационных табло данные об изменении тарифов. Они также смогут запретить водителю проезд, если его авто числится в списке машин «с «просроченной задолженностью» по оплате проезда, причем на любых платных дорогах.
Впрочем, как отметили в Минтрансе, новые правила еще находятся в процессе проработки. Впереди — их обсуждение в правительстве и устранение выявленных недочетов.
Написать ответ