Топливный «локдаун»: кому не достанется российский бензин с августа

Эмбарго может продлиться как минимум два месяца

Топливный «локдаун»: кому не достанется российский бензин с августа

В России в ближайшие дни может быть введен полный запрет на экспорт бензина, включая поставки крупных производителей. Это решение, в которое рынок до последнего момента не верил, направлено на снижение биржевых цен, приближающихся к рекордным показателям сентября 2023 года. По мнению экспертов, такая мера хоть и эффективна для краткосрочного охлаждения рынка, но не решает ключевую проблему – дефицит производства, особенно высокооктановых бензинов, сообщает «Коммерсантъ».

Как стало известно «Ъ», правительство уже подготовило соответствующий проект постановления, который должен быть подписан после возвращения премьер-министра Михаила Мишустина из командировки. По данным источников, еженедельный объем экспорта бензина составляет 40-50 тыс. тонн. Ожидается, что эмбарго может вступить в силу с 1 августа и продлиться как минимум до конца сентября.

Данная инициатива исходит от вице-премьера Александра Новака, который поручил подготовить предложения по запрету до 21 июля. В его аппарате отказались от комментариев. Запрет на экспорт призван стабилизировать ситуацию на топливном рынке, где цены стремительно растут: 24 июля стоимость АИ-95 на Петербургской бирже достигла 76,33 тыс. руб. за тонну (+0,4%), что всего на 0,7% ниже рекорда сентября 2023 года (76,8 тыс. руб.). Цена АИ-92 после достижения 66,6 тыс. руб. 23 июля, однако на следующий день снизилась на 0,45% до 66,3 тыс. руб. за тонну.

В случае превышения среднемесячных биржевых котировок АИ-92 над установленной индикативной ценой в 60,45 тыс. руб. за тонну более чем на 10% нефтекомпании лишаются компенсационных выплат за поставки на внутренний рынок. На данный момент отмена демпферных выплат происходила лишь однажды – в сентябре 2023 года, когда правительство также впервые ввело полный запрет на экспорт топлива.

По информации источников «Ъ», производители предлагают увеличить допустимый порог превышения до 20% для бензина и до 30% для дизельного топлива. Однако Минфин выступил с более консервативным предложением — установить лимиты на уровне 15% и 25% соответственно сроком на 1-2 года. Как отмечают собеседники издания, такое решение может быть принято правительством в ближайшее время.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша связывает рост биржевых цен с дефицитом предложения, особенно бензина АИ-95, а также практикой перекрестных закупок между нефтекомпаниями. Он поясняет, что сокращение поставок топлива связано с переносом части плановых остановок нефтеперерабатывающих заводов с мая на июль. По мнению Аркуши, без введения экспортного эмбарго ситуация может ухудшиться осенью, когда начнется сезон ремонтов на НПЗ, при этом полный запрет на экспорт, по его оценке, станет эффективным инструментом снижения биржевых цен.

Запрет на экспорт остается единственным действенным способом увеличить предложение топлива на внутреннем рынке, поскольку демпферный механизм эффективен лишь в ограниченном ценовом диапазоне и при стабильном курсе валют, подчеркивает управляющий партнер NEFT Research Сергей Фролов. Эксперт отмечает, что резкие колебания рынка регулярно вызывают инициативы по корректировке демпфера, включая расширение допустимого отклонения от индикативных цен.

Основную проблему Фролов видит в недостаточном резерве производства автомобильных бензинов — любые остановки НПЗ, особенно в сезон высокого спроса, сразу дестабилизируют рынок. По его словам, российское производство бензина лишь незначительно превышает внутренние потребности, поэтому экспортные поставки в периоды ремонтов приводят к дисбалансу. В отличие от дизельного топлива, где производство вдвое превышает спрос, бензиновый рынок остается уязвимым. Фролов считает, что ситуация стабилизируется только после завершения модернизации НПЗ, включая строительство новых бензиновых установок.

Кроме того, Минэнерго сообщает о совместном с ФАС и нефтекомпаниями мониторинге ценовой динамики с учетом сезонного роста спроса летом. В ведомстве утверждают, что рынок сохраняет профицит, а сокращение экспорта и перенаправление объемов на внутренний рынок способствуют стабилизации биржевых котировок в июле-августе.

Напомним, оптовые цены на бензин в России продолжают уверенный рост. С 6 июня котировки АИ-92 выросли на 10,8%, достигнув максимума с осени 2023 года, а АИ-95 прибавил 9,7%. Отраслевые эксперты считают, что в случае необходимости власти скорректируют поставки в ручном режиме, а дальнейший рост цен сдержат демпферные ограничения. LR

Фото: © Aleksandr Golubev / Фотобанк Лори

Источник

Написать ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>