Страхование грузоперевозок: проблемы и перспективы
В Ассоциации профессиональных страховых брокеров, отмечая снижение показателей в сфере страхования грузоперевозок, связывают его с ограничениями, введенными в связи с пандемией.
Так, по данным Центробанка, «в I квартале 2021 года в России было заключено около 727 тысяч договоров страхования грузов. За тот же период в 2020 году – 924 тысячи договоров. Финансовый сегмент в 2020 году просел в сравнении с 2019: общее число договоров заключено на сумму 19,9 миллиона рублей (страховая сумма 53,4 трлн.) против 21,6 миллиона (70 трлн.)».
Впрочем, некоторые эксперты связывают «проседание» бизнеса и с другой причиной – общим настроем перевозчиков. Например, вице-президент Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхование» Татьяны Никифорович отмечает невысокий уровень страховой культуры в транспортных компаниях. Выражается это, по ее мнению, в непонимании всех тех возможностей и преимуществ, которые дает страхование грузов.
— Если в Европе 70-80% перевозимых грузов имеют защиту по программе страхования грузов, то в России эта доля значительно меньше, — подчеркнула она.
Однако некоторые крупные перевозчики успешно продвигают свои решения на рынке страхования в тесном сотрудничестве со страховыми компаниями. И одним из наглядных примеров здесь может служить деятельность компании «Деловые линии»: этот логистический оператор, по мнению некоторых экспертов, совершил своего рода переворот, объединив в одном документе фиксированную стоимость и онлайн-урегулирование.
Гендиректор «Деловых Линий» Фарид Мадани отметил, что «кроме стандартного страхования грузов, в компании страхуют и сроки доставки с возмещением, превышающим затраты на перевозку. Порядок получения выплат максимально упрощен и автоматизирован – процедура занимает до трех дней».
И получается, добавил он, что клиенты (в случае возникновения страхового случая с грузом) оказываются «в плюсе» — страховые компании, работающие с логистическим оператором, компенсируют 110% его (груза) стоимости, а при страховании срока — 120% стоимости перевозки.
Сегодня, по данным экспертов рынка, объемы сегмента крайне невелики – он даже не входит в тройку основных видов страхования. Однако ситуацию могут изменить новые (обязательные для страховщиков) стандарты, вступившие в силу с пятого июня.
Экспедиторы и перевозчики с их введением, по словам представителей Всероссийского союза страховщиков, «получили, помимо страхования ответственности за нарушение договора, возможность осуществлять страхование риска ответственности за причинение вреда третьим лицам, а также расходов, которые могут возникнуть у автоперевозчика и экспедитора».
Написать ответ