На днях выяснилось, что у экспертов и представителей сообщества автоперевозчиков появилась еще одна проблема, которую условно можно обозначить как «самозанятые в грузоперевозках».
Вопрос – «могут ли самозанятые заниматься автомобильными грузоперевозками?» — оказался далеко не праздным. И несколько забегая вперед, следует отметить, что в ходе обсуждений и дискуссий на эту тему, очевидным стало нейтрально-негативное отношение их участников к работе самозанятых в сегменте автоперевозок.
Представители так называемого «нейтрального отношения» – юристы, отмечающие, в первую очередь, недоработки и пробелы в законодательстве.
Например, о последних говорил (в опросе портала ati.su) управляющий партнёр юридической фирмы «ЮРВЕСТ» Роман Образцов.
— Формально грузоперевозки являются вполне легальным видом деятельности самозанятого лица, — заметил он, — однако, есть одно противоречие. Согласно 152 приказу Минтранса, водитель грузовика должен иметь при себе путевой лист. Такие же нормы содержатся в Уставе автомобильного транспорта. Но путевой лист выдаётся водителю юрлицом или индивидуальным предпринимателем, а самозанятый не попадает ни под одно из этих определений.
Отмечалось также и то, что самозанятые, работающие перевозчиками, по сути, существующие законы не нарушают.
Так, по словам руководителя юридической компании «Богатов Групп» Сергея Богатова, «это очень неблагодарная тема: в законодательстве много дыр, а судебной практики пока нет».
— Я не согласен с тем, что перевозчики, регистрируясь в качестве самозанятых, нарушают закон; в конце концов, новый налоговый режим был введён в качестве эксперимента, и государство само разрешило так работать, — подчеркнул он.
Что касается негативно настроенных, то и они также готовы сослаться на определенные нормы и документы.
Как всегда категоричен в своих высказываниях координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко, заявивший, что самозанятые граждане не должны работать в автоперевозках.
— Самозанятых автоперевозчиков не бывает. Перевозка грузов автомобильным транспортом возможна, если она осуществляется субъектом бизнеса: юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Это сказано в Уставе автомобильного транспорта, в Правилах перевозки грузов и в Гражданском кодексе. Слова «самозанятый» в этих документах нет, – подытожил он.
Не столь категоричен руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов, но и он считает, что «самозанятость в сегменте перевозок грузов и пассажиров может рассматриваться лишь как компромисс в виде оказания услуг легкового такси. При этом должны неукоснительно соблюдаться требования транспортного законодательства…». О чем и заявил на «круглом столе», проведенным (20.10.20.) Рабочей группой на данную тему.
Кстати, предложенное на этом же мероприятии президентом ассоциации «Грузавтотранс» Владимиром Матягиным вполне можно отнести к приемлемому (для «обеих сторон») и компромиссному решению возникшей проблемы.
Он, в частности, заметил, что для отрасли сегодня оптимальным будет принятие продуманного и хорошо проработанного закона о перевозках, а после того, как это будет сделано, можно вернуться и к вопросу об участии самозанятых в перевозках.
А может и возвращаться не придется, но это только в том случае, если в законе о перевозках появится что-то определенное о самозанятых перевозчиках.
Написать ответ