Рынок грузовиков сменил полосу: российские грузовики отыгрывают у Китая пятую часть рынка
Продажи грузовиков свыше 16 тонн за 11 месяцев упали на 56%, но доля отечественных марок выросла с 20% до 36% благодаря утильсбору и проблемам конкурентов с ОТТС

Доля китайских марок на рынке новых тяжелых грузовиков в России за 11 месяцев 2025 года сократилась с 70% до 53%. Одновременно доля российских производителей выросла с 20% до 36%, свидетельствуют данные агентства «Автостат». Перераспределение долей происходит на фоне глубокого падения всего сегмента: продажи грузовиков свыше 16 тонн с января по ноябрь упали на 56% в годовом сопоставлении, до 41,84 тысячи единиц.
Динамика объясняется комплексом факторов, ключевым из которых эксперты называют ценовое давление. Утилизационный сбор обеспечивает российским производителям конкурентное преимущество над импортной техникой, отмечает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Рост доли отечественных марок мог быть еще более значительным, если бы не активная экспортная поддержка со стороны Китая. Как поясняют собеседники «Коммерсанта», китайские производители, получая государственные субсидии на экспорт, зачастую реализуют грузовики в убыток, чтобы выполнить плановые показатели.
Еще одним ударом по китайским брендам стало приостановление действия одобрений типа транспортного средства (ОТТС) для ряда моделей, что фактически запрещает их продажу. Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов напоминает, что в июле ограничения затронули автомобили Sitrak, Dongfeng, Foton и FAW, хотя Sitrak позднее добился восстановления документа. Кроме того, на спрос влияют сохраняющиеся проблемы с организацией сервисного обслуживания китайской техники в России, указывает источник издания. Впрочем, другой собеседник «Коммерсанта» полагает, что ценовой фактор остается для покупателей более весомым, чем вопросы послепродажной поддержки.
Общее падение рынка связано не только с перераспределением долей, но и с исчерпанием спроса после рекордных лет, а также с высокими кредитными ставками. Ситуацию усугубляют значительные складские запасы новой техники. Как отмечает вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Виталий Киселев, давление на рынок оказывают стоки у дилеров и лизинговых компаний. По оценке управляющего директора ГК «Альфа-Лизинг» Максима Агаджанова, совокупные запасы на рынке лизинга достигают 50 тысяч единиц, чего может хватить на весь следующий год.
В условиях кризиса изменилась и конкурентная карта рынка. По данным гендиректора «Глобал Трак Сейлс» Максима Шишко, представленным на пресс-конференции РОАД, лидером продаж с января по ноябрь стал КамАЗ с долей 30,1%. За ним следуют китайские Sitrak (16,4%), Shacman (10,5%), FAW (9,2%), Howo (4,9%) и Dongfeng (3,1%). Доля российских Ural составила 4,3%, Valdai – 1%. Максим Шишко прогнозирует, что доля китайских грузовиков может снизиться до 50% по итогам года. Эксперт указывает, что текущая политика направлена на стимулирование локализации китайских производителей в России, а рынок будет двигаться в сторону отечественных брендов. По мнению Максима Кадакова, КамАЗ продолжит наращивать свое присутствие, в том числе за счет расширения линейки премиальных грузовиков К-5.
Напомним, продажи тяжелых грузовиков в России переживают обвальное падение. По итогам 2025 года ожидается, что на рынке машин полной массой свыше 16 тонн будет реализовано лишь около 45 тысяч единиц. Этот показатель составляет менее 40% от рекордного значения 2023 года, когда было продано 126 тысяч автомобилей. Столь значительное сокращение представляет собой не кратковременное отклонение, а закономерную коррекцию, следующую за периодом аномально завышенного спроса. LR








 11.12.2025
 



Написать ответ