Рекорд с пробегом: последний рывок перед новым утильсбором
Основной поток машин с пробегом по-прежнему идет из Японии, однако ее доля за три месяца сократилась с 48% в июне до 39% в сентябре
В сентябре 2025 года в Россию ввезли рекордное за два года количество подержанных легковых автомобилей – 48,4 тысячи единиц, причем практически весь объем импорта обеспечили физические лица. Согласно данным агентства «Автостат», основной поток машин с пробегом по-прежнему идет из Японии, однако ее доля за три месяца сократилась с 48% в июне до 39% в сентябре. Доля Китая, напротив, выросла с 14% до более чем 20%, а Южная Корея сохранила свою долю на уровне 22%.
Структура импорта демонстрирует устойчивые предпочтения покупателей. Марка Toyota остается безусловным лидером с долей 19% в сентябре, за ней следует Honda с 15%. В пятерку наиболее популярных марок также вошли BMW, Kia и Volkswagen с долями от 6% до 9%. Среди конкретных моделей выделяются Toyota Corolla и Honda Freed.
Резкий рост импорта напрямую связан с ожидаемым ужесточением правил расчета утилизационного сбора. Минпромторг предложил привязать льготные ставки для физических лиц к мощности двигателя. Согласно проекту постановления, льготы в размере 3,4 тысячи рублей для новых авто и 5,2 тысячи рублей для машин старше трех лет сохранятся только для автомобилей мощностью до 160 л.с. Владельцы более мощных моделей будут вынуждены платить по коммерческим тарифам.
Эксперты прогнозируют, что нововведение радикально изменит рынок. Основатель компании «Фаворит Моторс» Владимир Попов заявил, что для ряда популярных моделей платежи вырастут кратно. По его оценкам, утильсбор для Kia Sorento (194 л.с.) может достичь 1,9 млн рублей, для Hyundai Palisade – 2–2,2 млн рублей, для BMW X5 – 2,7 млн рублей, а для Cadillac Escalade – почти 2,9 млн рублей. Попов считает, что это приведет к исчезновению ценового преимущества серого импорта и сокращению его объемов на 25-35% в течение шести-девяти месяцев.
Изначально новые правила планировалось ввести 1 ноября 2025 года, однако в середине октября первый вице-премьер Денис Мантуров поручил Минпромторгу проработать отсрочку по просьбе «Деловой России». Позднее появилась информация о возможном переносе на 1 декабря. Важно, что отсрочка может коснуться всех положений проекта и распространиться на всех граждан, решивших купить автомобиль, а не только на тех, кто оформил покупку до 12 сентября.
Власти признают, что предыдущие изменения в законодательстве имели негативные последствия для бюджета. Министр промышленности Антон Алиханов заявил, что индексация сбора привела к уходу части импортеров в тень. В результате доходы федерального бюджета от этого платежа не выросли, а сократились. По словам министра, в этом году сбор как доходный источник существенно уменьшился, что вынудило ведомство секвестировать более 110 млрд рублей и предложить сократить расходы еще на 124 млрд рублей. Эти средства, составляющие две трети бюджета Минпромторга, направляются на поддержку автостроения, самолетостроения, промышленной робототехники и других отраслей.
Алиханов подчеркнул, что власти не планируют взимать увеличенный сбор с машин мощностью до 160 л.с., к которым, по его словам, относится более 80% автомобилей в стране.
Напомним, Минпромторг РФ по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова проработает вопрос об отсрочке введения новых правил расчета утилизационного сбора на ввозимые легковые автомобили, которые ранее планировалось ввести с 1 ноября 2025 года. Решение о пересмотре сроков принято после обращения общественной организации «Деловая Россия», которая обратила внимание на риски для покупателей и бизнеса. LR
Написать ответ