Прогноз развития транспортно-логистического рынка на 2015-2016
Для того, чтобы спрогнозировать развитие транспортно-логистического рынка на 2015-2016 годы, необходимо подвести итоги уходящего 2014 года. Учитывая все политические, экономические и социальные процессы, можно сказать, что транспортно-логистический рынок ожидают не простые времена.
Грузоперевозки являются достаточно ярким индикатором состояния экономики, экономические санкции, принятые Евросоюзом и ответные меры, уже сейчас привели к падению объемов перевозок на 20-40%. Чтобы переориентировать рынок и заменить санкционированную продукцию необходимо около 6-9 месяцев. Продуктовое эмбарго повлекло за собой уменьшение спроса на другие категории продуктов. Рост инфляции на сегодняшний день по официальным данным составил 7,5%, что по сравнению с Европейской, превышает в 15 раз. Это может привести к дальнейшему снижению уровня потребления населения, следовательно, и к снижению продаж.
Значительное уменьшение внешней торговли страны приведет к снижению спроса на международные перевозки. Введение налога с продаж, налога на проезд по магистралям Федерального значения, продолжительный рост стоимости ГСМ, рост железнодорожных и прочих тарифов приведет к удорожанию стоимости топлива и масел. По сравнению с 2010 годом цена на дизельное топливо увеличилась на 42-47%, в соотношении, цена на перевозки выросла только на 3-4%. Рост стоимости электричества, поднятие перевозчиками ставок на перевозки может привести к снижению грузопотоков и увеличению себестоимости самих перевозок.
Себестоимость перевозок резко возросла, а рентабельность значительно снизилась. В 2014 году рентабельность грузоперевозчиков составила 8-10%, а в 2010 составляла 14-17%. Произошло снижение налогооблагаемой прибыли на 30-45% из-за опережающего роста расходов на эксплуатацию и содержание транспортных машин. Создание комплексных транспортно-логистических услуг может привести к сокращению участников логистического рынка, в основном к структурам среднего и малого бизнеса. Объединение специалистов разных бизнес единиц в звенья единой комплексной цепи может привести к сокращению рабочих мест.
Логистическая и дорожная инфраструктура, как и качество дорог, оставляет желать лучшего. Увеличение стоимости автостоянок и недостаточное количество складских помещений не всегда позволяют участвовать в грузоперевозках малому и среднему бизнесу. Россия по числу изношенности автопарков занимает лидирующее место в мире, хотя средний возраст грузовиков помолодел на 2 года и в среднем составляет 14 лет, за счет ввоза подержанных грузовиков. Также это привело к росту автопарка в 1,8 раза.
Однако обновление автопарка за счет подержанных автомобилей ухудшилось, в связи с введением утилизационного сбора, который составляет более 150 тысяч рублей при покупке другого автомобиля. За последних несколько лет парк машин увеличился почти вдвое и лишь только на 15% увеличилась протяженность дорог. Более 60% грузопотока использует 5% автомобильных дорог, при этом инфраструктура развита на Западном направлении в основном в Москве, Санкт-Петербурге и прочих грузообразующих городах, находящихся на европейской части территории страны. Для обеспечения маржинальной прибыли грузоперевозчикам необходимо увеличить пробег, он должен составлять около 150 тыс. км в год.
При подсчете в среднем выходит, что автомобили должны совершать около 400 км ежедневно, без учета времени на техническое обслуживание и ремонты, а с учетом выходит около 750 км. Хотя, согласно известным нормативам по технике безопасности пробег должен составлять в летнее время 450 км, а зимой — 350 км. По данным Министерства Экономического развития РФ к концу 2014 года увеличиваются темпы падения промышленного производства практически во всех отраслях экономики, наблюдается снижение покупательской способности на 25%. В августе 2014 года темпы падения производства составляли от16% до 35%, в зависимости от отрасли.
Увеличение администрирования экономики, введение запретных и подавляющих мер, увеличение давления на бизнес как внешними факторами, так и давлением со стороны государства могут привести к уходу части транспортно-логистического рынка в «тень». По данным Российского Статистического Управления на этот момент теневая российская экономика составляет 40% от ВВП страны. Согласно данным Министерства труда в теневой экономике страны задействовано около 20 млн. человек работоспособного населения страны. Все это приводит к снижению работоспособности клиентов с зарегистрированными предпринимателями, к рискам неплатежей, к финансовым потерям.
У логистических компаний и различных перевозчиков увеличиваются финансовые риски, связанные с неоплатами услуг и с компенсацией потерь. Так как многие индивидуальные предприниматели из-за дополнительных расходов не пользуются страховкой, это приводит к различным рискам неплатежей со стороны заказчиков. Открытое и не наказуемое мошенничество со стороны клиентов, может привести, как следствие, к банкротству транспортных и логистических компаний малого и среднего бизнеса.
Так же происходят различные аферы с экспедиционными компаниями-однодневками, с которыми крупные грузоперевозчики заключают договора подряда и набрав долгов, эти однодневки просто закрываются. Сроки по оплате выполненных работ увеличиваются. Грузовладельцы вынуждены замораживать выплаты на несколько месяцев. Размер замороженных сумм может превышать стоимость самих грузов и достигать 3 млн. руб., при обороте одной машины в 300-500 тыс. руб. в месяц и стоимости одной перевозки в среднем 40-70 млн. руб. Если раньше в 2007 году срок оплаты по факту получения счета составлял 1-5 дней и 90% плательщиков его оплачивали, то согласно статистики в 2010 году срок оплаты составлял 30 дней, а укладывались в эти сроки 30% заказчиков транспортных услуг, то в 2014 году сроки платежей составляют 60 дней, а оплачивает всего 20%.Количество транспортных компаний будет постепенно сокращаться, что даст рост безработице.
Снижение объемов кредитования, удорожание денежно-кредитной политики банков, ужесточение и изменение требований к выдаче займов, даст резкое сокращение экспедирования грузоперевозок. Для экспедиторов важно платежеспособность и финансовая безопасность и возможность использования кредитных ресурсов. Такая банковская политика может привести к тому, что мелкие экспедиции при возрастающей конкуренции не смогут удержаться на рынке логистических услуг и будут уходить.
Фактическое снижение доходов населения и прочие экономические показатели свидетельствует о том, что транспортно-логистическому рынку придется самостоятельно выживать в сложившихся условиях. Как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Советы по выживанию в данной ситуации давать сложно, так как для разных структурных подразделений они могут кардинально отличаться.
Переориентация рынка в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона позволит удержать цены, сохранить маржинальность услуг и даст возможность развитию программы по импортозамещению из стран Латинской Америки, Израиля, Ирана, Египта и Китая. Сокращение экспортно-импортного потока из Евросоюза неизбежно приведет к сокращению международных автомобильных перевозок на западном направлении и позволит железной дороге прийти на помощь автомобильному транспорту.
На фоне сокращения автомобильных внешнеторговых грузопотоков, падения объема инвестиций в них, необходимо формирование комплексных транспортно-логистических услуг и переориентация логистики в сторону АТР. Учитывая сложность процедуры оформления на таможне в международных поставках, сопровождающие таможенные риски, трудоемкость и сложность процесса ожидается общее снижение надежности и качества услуг транспортно-логистических компаний.
Это связано также с обоюдными проблемами: желанием логистического бизнеса выжить любой ценой и снижением платежеспособности, увеличением расходов по доставке заказчиков. Ценовая борьба, отсутствие достижения синергетического экономического эффекта, разрозненность исполнителей и заказчиков должны подвести всех участников к созданию комплексных транспортно-логистических услуг. Комплексный подход к внешней и внутренней логистике, полноценное сотрудничество логистов и заказчиков позволит преодолеть тяжелые времена.
Создание различных сервисно-логистических центров позволит создать комбинированные железнодорожно-автомобильные перевозки по заказам клиентов и доставке грузов от «двери до двери». Слияние и объединение логистических компаний будет происходить за счет разорения конкурентов малого и среднего бизнеса. Ожидается наплыв экспедиторов и перевозчиков из восточной Европы и стран СНГ на российский рынок. Уже сегодня можно наблюдать открытие различных предприятий прибалтийскими перевозчиками, ввоз транспорта и инвестиций в качестве уставного фонда, за счет усиления конкуренции обанкротившиеся компании, готовятся на продажу зарубежным коллегам.
Некоторые компании занимают выжидательную позицию. В таких тяжелых экономических условиях борьбы в одиночку будут происходить разорения и сокращения конкурентов, что даст возможность создавать новые партнерские соглашения и альянсы путем их слияния или объединения. Разобщение участников логистического рынка может привести к разделению требований, предъявляемых к транспортным услугам.
Так одним заказчикам необходимо предоставить полный комплекс услуг, а другим необходим качественный и высокопрофессиональный сервис, заключающийся в комбинированных железнодорожно-автомобильных перевозках и доставке грузов от «двери до двери». Существуют изменения, связанные с внешнеэкономической деятельностью.
Наблюдается ужесточение контроля над ВЭД России при помощи различных структур, таких как Роспотребнадзор и других. Валютные изменения курса рубля, таможенное администрирование, нетарифное регулирование усложняют процесс международных поставок всех подразделений. Однако введение электронного удаленного декларирования позволяет сократить издержки и расходы на таможенное оформление.
С вводом санкций возможно произойдет сокращение брокеров и таможенных представителей, а также их перемещение в крупные города с развитой инфраструктурой. Конкуренция среди логистических фирм, огромное количество разноплановых перевозчиков, брокеров, экспедиторов не приведут к снижению цен и улучшению качества услуг. Однако все эти трудности позволят очистить рынок логистических услуг от непрофессиональных и недобросовестных перевозчиков с низким уровнем культуры и управления, а также дадут возможность проявить себя сильным и высококвалифицированным кадрам.
Расчет стоимости для отправки отдельным транспортом
Close
Написать ответ