В пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергея Жигарева, автора законопроекта о беспилотном транспорте в РФ.
В мероприятии также принял участие его коллега — заместитель руководителя рабочей группы Государственной Думы РФ по регулированию киберфизических систем Андрей Незнамов.
Значение проекта федерального закона «Об опытной эксплуатации инновационных транспортных средств и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», заключается, по мнению парламентария, прежде всего, в необходимости устранения законодательных барьеров и создания благоприятных правовых условий для эксплуатации такого вида транспорта.
— Опытную эксплуатацию высокоавтоматизированных (инновационных) транспортных средств необходимо отрегулировать на законодательном уровне. Комитет по экономической политике активно занимался этой темой, с привлечением экспертов и специалистов были отработаны многие спорные моменты внесенного мною в парламент законопроекта. Появление беспилотного транспорта уже данность. С каждым годом появление беспилотных машин будет идти по нарастающей. Скорее всего, на первом этапе беспилотники затронут грузовые перевозки, далее возможно использование и пассажирских. В законопроекте отражены главные моменты использования беспилотного транспорта на наших дорогах, — так прокомментировал появление документа Сергей Жигарев.
Он также отметил, что в предлагаемом проекте прописаны определения понятий, необходимых для регламентации процесса эксплуатации инновационного транспорта. И предлагается установить особый правовой статус таких транспортных средств, ввести в законодательство возможности проведения их опытной эксплуатации на автодорогах общего пользования, регламентировать порядок выдачи разрешений на испытание этого транспорта на дорогах.
Говорил спикер и о том, что компании, занимающиеся разработками в сфере беспилотного транспорта, приветствуют создание законодательной базы, поскольку считают, что появление закона снимает с них риск продвижения вперед, в создании более совершенных технологий.
Важным он считает и участие госструктур в развитии и реализации проекта. По его мнению, в правительстве должны будут определить федеральный орган для выработки госполитики, регулирования и контроля в области инновационного транспорта. Также должен быть установлен порядок выдачи соответствующего разрешения, требования к минимальной страховой сумме возмещения вреда, причиненного при эксплуатации данного вида транспорта.
Отметил парламентарий и важность развития беспилотного транспорта для российской экономики.
— Те изменения, которые предлагаются в законопроекте, безусловно, повысят степень инвестиционной активности в области тестирования инновационных технологий в сфере транспорта, создадут условия для развития сегмента рынка инновационных транспортных средств, — подчеркнул он. И заметил также, что премьер-министр, выступая на Петербургском международном юридическом форуме, заявил о востребованности в ближайшее время четкого нормативного регулирования для активного использования беспилотных автомобилей и дронов.
О подготовке проекта, и долгой скрупулезной работе над документом рассказал Андрей Незнамов. Он, в частности, заметил, что (при небольшом количестве статей в документе) учитывалось буквально все – самые современные отечественные и зарубежные наработки и практики в сегменте беспилотных ТС тщательно рассматривались, анализировались экспертами. И только после прохождения через такой «фильтр» вносились в документ.
Весьма полезным, по его мнению, было ознакомление с зарубежными практиками и достижениями в сфере инновационного транспорта. Не секрет, что сегодня Россия в развитии данного вида транспорта очень серьезно отстает от той же Западной Европы, поэтому изучение всего достигнутого в сегменте беспилотного транспорта более чем в 20 странах было не просто полезным, а необходимым в ходе работы над проектом.
Подчеркнул он и то, что проект был синхронизирован с деятельностью международных органов, в частности, комитета по внутреннему транспорту ООН. Этот комитет достаточно долго занимается проблемами регулирования в области беспилотного транспорта, и уже выработал рекомендации для стран-участников Венской конвенции. А Россия, как известно, является участником этой Конвенции.
— Проект был также вписан и в нашу действующую правовую систему. При этом было понимание, что уже есть комплекс действующих федеральных актов, которые регламентируют эту сферу. Именно поэтому представленный в парламент документ был очень тщательно проработан, — отметил спикер.
Прозвучало на пресс-конференции и то, что обсуждавшийся законопроект (отдельные его статьи, кстати, вызвали много вопросов у журналистов) подготовлен в рамках формирования законодательных инициатив по внедрению в РФ цифровой экономики.
До конца весенней сессии депутаты планируют рассмотреть и принять максимальное количество «цифровых» законов.
Полагаем, что примут. А пока весьма популярная нынче «цифровая тема», несомненно, будет прирастать очередными инициативами. В общем, инициатив и проектов в достатке — посмотрим, как все это будет претворяться в дела в российских реалиях.
Подготовил А. Заболотский
Написать ответ