Независимые операторы «газуют»
Интерес вертикально интегрированных нефтяных компаний к розничной продаже других видов топлива продолжает снижаться
В 2024 году в России увеличилось общее число автозаправочных станций (АЗС) – прирост составил 1,7%, достигнув 28,97 тыс. объектов. Однако вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) снизили свое присутствие в этом сегменте, поэтому основным драйвером роста стали независимые операторы, сохранившими интерес к розничной продаже традиционных топлив и сжиженных углеводородных газов. Розничная продажа компримированного природного газа (КПГ) стала единственным сегментом, в который вкладываются одинаково активно ВИНК и независимые операторы. Тем не менее, рост данного сегмента пока не предвидится из-за возможного перехода общественного транспорта на газ, сообщает «Коммерсантъ».
В 2024 году общее количество автозаправочных станций в России (без учета новых регионов) увеличилось на 1,7% и достигло 28,97 тыс., подсчитали в «ОМТ-Консалт» по запросу «Ъ». Основной вклад в рост внесли независимые операторы, расширив сеть на 2,9% – до 19,84 тыс. АЗС. В то же время ВИНК продолжили сокращать свое присутствие. Число их заправок уменьшилось на 0,9% и составило 9,13 тыс. Наиболее увеличение числа АЗС произошло в городах-миллионниках – рост составил 2,5% или 95 объектов, доведя общее количество до 3,88 тыс. При этом положительная динамика отмечена в 10 из 16 крупнейших городов, но в числе тех, где количество заправок снизилось, оказались обе столицы – Москва и Санкт-Петербург.
Важно отметить, что увеличение числа АЗС не всегда связано с численностью населения: в Уфе растет и численность населения, и количество заправок, а в Самаре и Екатеринбурге, несмотря на сокращение жителей, АЗС все равно становится больше.
Интерес ВИНК к розничной продаже других видов топлива продолжает снижаться. Так, в 2024 году число АЗС под их управлением, реализующих бензин и дизель, сократилось на 0,7%, а число станций с продажей сжиженного углеводородного газа – на 2,6%. В то же время независимые операторы, напротив, нарастили присутствие: число их АЗС с бензином и дизтопливом выросло на 3,4%, а со сжиженным газом – на 4%.
В «Газпром нефти» сообщили, что за прошлый год открыли 45 новых АЗС, увеличив сеть до 1549 станций. Остальные крупные игроки – «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Татнефть» и «Нефтьмагистраль» – не предоставили комментарии. При этом президент Российского топливного союза Евгений Аркуша отмечает, что АЗС ВИНК сложно классифицировать, так как работают они по франшизе и остаются в собственности независимых компаний (джобберов). Для потребителя разница неразличима, а бренд при этом расширяется.
По данным «ОМТ-Консалт», активный рост независимых АЗС объясняется привлекательной ценовой политикой сегмента. Управляющий партнер трейдера «Пролеум» Максим Дьяченко говорит, что с 2022 года доходность в этом бизнесе остается на высоком уровне и может достигать 200% годовых. Даже при действующей системе демпфирующих выплат и регулировании цен, розничные цены на топливо продолжают расти, тогда как оптовые – колеблются, обеспечивая независимым операторам неплохую прибыль. Это побуждает их еще больше наращивать свое присутствие на рынке. В условиях усиления конкуренции на топливном рынке эта тенденция, по его мнению, сохранится.
По данным «Петромаркета», на 28 марта средняя чистая маржа от продажи бензина марки АИ-95 на российских АЗС достигла 7 рублей за литр, а АИ-92 – 6 рублей за литр.
Однако, как отмечает управляющий партнер Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин, с точки зрения рентабельности продаж лидирует компримированный природный газ (КПГ) – удельная прибыль от его реализации значительно выше. Тем не менее общая рентабельность сетей с КПГ превышает показатели традиционных АЗС лишь на 5-10 п. п.: 15-20% против 10-15%, и зависит от региональных факторов – в первую очередь, от количества транспорта.
По данным «ОМТ-Консалт», бурный рост сегмента КПГ связан с увеличением числа транспортных средств на газомоторном топливе и мерами господдержки. Но, по мнению Аркуши, потенциал КПГ пока сдерживается слабым спросом. Он напоминает, что ранее предполагалось массовый переход автобусных парков и грузового транспорта на газ, однако ожидания не оправдались. Например, в Москве автобусы предпочли заменить электробусами. Развитием АЗС с КПГ занимаются как независимые игроки, так и ВИНК – в основном через установку модулей на действующих заправках. Строительство отдельных полноценных станций под продажу только КПГ остается прерогативой компании «Газпром газомоторное топливо». Однако такие проекты требуют значительных вложений и не окупаются в условиях низкой загруженности, добавляет эксперт.
Дмитрий Касаткин прогнозирует, что в 2025 году независимые операторы продолжат умеренно наращивать свое присутствие, особенно в Центральной России и южных регионах. Ожидаемый прирост – около 2-2,5%, который будет обеспечен за счет строительства новых станций и процессов консолидации на рынке. В то же время, по его мнению, ВИНК, скорее всего, сократят темпы ухода с рынка, но возвращения к росту ждать не стоит – фокус останется на наиболее прибыльных локациях и цифровизации, а не на физическом расширении сети.
В компании «ОМТ-Консалт» прогнозируют увеличение числа заправок с КПГ на 10-15% к концу года. Основными драйверами выступят государственные программы поддержки и постепенный перевод коммерческого автопарка на газ. По словам Касаткина, устойчивый рост как числа газозаправочных станций, так и парка газомоторной техники возможен до 2026 года, особенно в таких сегментах, как общественный транспорт, доставка и междугородняя логистика.
Напомним, котировки бензина на бирже демонстрируют уверенный рост – с 14 апреля они прибавили от 3,7% до 4,3%. По итогам торгов 17 апреля цена на АИ-95 достигла максимума с начала 2024 года, а стоимость АИ-92 – пика последних двух месяцев. LR
Фото: © Кекяляйнен Андрей / Фотобанк Лори
Написать ответ