Логистике не хватает ресурсов, а цены растут…
Аналитики рынка отмечают, что в последнее время в логистическом бизнесе возникли серьезные проблемы, связанные с острой нехваткой персонала, транспорта, упаковки и других ресурсов. Что, в свою очередь, ведет к росту тарифов на перевозку товаров, а в итоге и к повышению розничных цен.
Сказать, что в профессиональном сообществе обеспокоены сложившейся в первом полугодии ситуацией на рынке логистике, значит не сказать ничего – настолько серьезно обстоят дела в отрасли.
— Первая половина 2021 года стала периодом нехватки различных ресурсов – транспортных, человеческих, а также в части упаковки и расходных материалов. Стоимость упаковочных материалов — паллет, стрейч-пленки и картона — выросла почти в два раза. На рынке зафиксирована нехватка рядовых складских сотрудников, что также приводит к росту затрат и в этой составляющей. К причинам возросших цен можно отнести и рост рынка электронной коммерции. Так, для логистики в этой сфере требуется большое количество картона и других упаковочных материалов. 20% парка грузового автотранспорта перешло на обслуживание заказов e-commerce, а доход курьеров и подборщиков в фулфилмент-центрах увеличился. Борьба за доступные вышеперечисленные ресурсы будет основополагающей в течение всего 2021 года, — отметил, директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов.
Здесь вполне уместным дополнением будут данные от SuperJob: «среднее рыночное зарплатное предложение при полной занятости для курьера в Москве сегодня составляет более 73 тысяч рублей, для курьера на личном авто зарплатный максимум достигает 175 тысяч рублей. Такая же ситуация в Санкт-Петербурге – заработок курьера на автомобиле составляет те же 175 тысяч рублей в месяц».
Что касается роста тарифов на перевозки, то было бы удивительно, если бы они не «отреагировали» на возникшие сложности. Как отмечают эксперты, на внутреннем рынке цены на транспортировку грузов выросли в среднем процентов на пятнадцать, а кое-где и на двадцать пять.
— Да, логистические тарифы в целом сейчас очень высоки. Но рассматривать ситуацию необходимо более детально – все зависит от направлений и вида транспорта. И сегодняшний рост – это еще не предел, — подчеркнул Денис Гураль, директор операционного управления группы компаний AsstrA.
Впрочем, рост тарифов на перевозки – явление не чисто российское, так, по данным Transport Market Monitor (аналитика платформы Transporeon), в июне текущего года тарифы на автомобильные перевозки в Европе выросли на 24%.
И следствием этого, конечно же, становится увеличение розничной стоимости товаров. Но процесс этот, как отмечают аналитики логистического рынка, не линейный – какой-то четкой закономерности здесь, безусловно, нет.
Одно практически все участники логистического рынка полагают, что через некоторое время ситуация выровняется.
Более точный прогноз (правда, с оговоркой) дал директор коммерческого департамента Itella в России Дмитрий Масальцев, он «уверен, что в течение года-двух ситуация со ставками нормализуется. Но это произойдет при условии, если в глобальных цепочках поставок удастся стабилизировать баланс спроса и предложения».
Написать ответ