Контроль без упрощений: что изменит запрет ГПХ для рынка грузоперевозок

Законопроект ничего не меняет, а только уточняет действующие на сегодня нормы, считают в Ассоциации транспортных экспертов и специалистов

Контроль без упрощений: что изменит запрет ГПХ для рынка грузоперевозок

В июне 2025 года заксобрание Нижегородской области внесло на рассмотрение законопроект, который предлагает запретить транспортным компаниям привлекать водителей по гражданско-правовым договорам, а также использовать сторонний транспорт. Перевозчики встретили инициативу неоднозначно, в связи с тем, что подобные изменения могут привести к пересмотру бизнес-модели, а также росту издержек. Однако, как пояснил в разговоре с «Логирусом» вице-президент «Ассоциации транспортных экспертов и специалистов» Тарас Коваль, законопроект не вносит существенных изменений, поскольку он только уточняет отдельные пункты законодательства.

– Законопроект ничего не меняет, а только уточняет действующие на сегодня нормы. Он не способствует упрощению контроля, за заключением договоров ГПХ с водителями. Именно в этом загвоздка. Также юридически логичнее была бы формулировка «работа по найму». С точки зрения контрольных надзорных органов задача не упрощается. Объем работы для ФНС остается прежним, – сказал эксперт.

При этом эксперт отметил, что законопроект возможно упростит задачу при судебных спорах.

По мнению авторов законопроекта, Устав автомобильного транспорта (УАТ) и городского наземного электрического транспорта необходимо дополнить требованием, согласно которому допускать к перевозке грузов возможно только «водителя, являющегося работником перевозчика». В пояснительной записке говорится, что отсутствие в действующем законодательстве подобных требований привело к развитию «теневой занятости».

На данный момент прямого запрета на привлечение сторонних водителей по договорам ГПХ нет, однако имеется ряд ограничений. Так, перевозчиком может выступать только юридическое лицо или ИП. Соответственно заключение подобного договора с физлицами или самозанятыми незаконно. Кроме того, если компания подменяет трудовые отношения договорами ГПХ его могут переквалифицировать в трудовой договор с последующим начислением штрафов в размере до 100 тыс. руб.

Тарас Коваль пояснил, что несмотря на отсутствие прямого запрета о заключении договора ГПХ такой вид правовых отношений не позволяет в полной мере выполнить все требования по грузоперевозке. В частности, он указал на нормы специального права главы 40 Гражданского Кодекса РФ, Устав автомобильного транспорта (УАТ), а также приказы №390 (порядок оформления или формирования путевого листа) и №424 Минтранса РФ (особенности режима рабочего времени и времени отдыха, а также условия труда водителей автомобилей).

«В России в отличие от европейских стран и Конвенции о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом не предусмотрена солидарная ответственность при выполнении перевозок, поэтому в транспортной накладной отсутствует графа «Последующий перевозчик». Принципиальным моментом при перевозках является вопрос ответственности от приема до выдачи груза при осуществлении перевозки. По российскому законодательству это может быть одно лицо. Либо юрлицо, либо ИП, а значит ГПХ невозможен», – сказал эксперт.

По его мнению, потенциальным решением этой проблемы может стать внесение требований об обязательном включении водителей в штат компании в реестр автоперевозчиков. Кроме того, необходимо добавить пункт об обязательном владении транспортом со стороны организации.

– От того, что отдельно будет прописана норма, обязывающая заключать трудовые отношения, с точки зрения исполнения и контроля, ничего ровным счетом не изменится. Если только не внести это требование в реестр, – считает Тарас Коваль.

Кроме того, он отметил, что законопроект не меняет ситуацию с классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). Инициатива не предлагает отдельного вида деятельности «управления автомобилем» или нечто подобного. В связи с этим индивидуальные предприниматели и компании продолжают работать по общим кодам, связанным с грузоперевозками.

– Что будет написано в назначении платежа при заключении договора ГПХ? Управление автомобильным транспортом? В таком случае у налоговой могут возникнуть вопрос: какие именно услуги предоставлял предприниматель? На основании какого договора? Если, например, я как ИП окажу услугу, которая у меня не записана в кодах вида деятельности, эту сделку могут признать никчемной. Я могу получить штраф, а мой контрагент не подтвержденные расходы с вытекающими последствиями в виде увеличения налогового бремени, – пояснил эксперт.

Также он обратил внимание на то, что в странах Европы на данный момент могут быть как трудовые, так и гражданско-правовые отношения с водителями. Максимальные ставки подоходного налога доходят до 55% в некоторых странах (Дания, Франция), но минимальные ставки не могут быть ниже установленных законом ставок по всем выплатам, включая зарплаты и гонорары водителей. На водителей распространяются общие налоговые законы для выплат как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам, что исключает возможность применения более низких налоговых режимов. Например, в Германии минимальная почасовая оплата труда действует с 9,19 евро в 2019 году и выше, а налоговые сборы учитываются со всех выплат.

Напомним, руководитель направления правового сопровождения коммерческой деятельности ООО «СибСЛК» Екатерина Казакова считает, что четкие требования к оформлению водителей и владению транспортом должны упростить идентификацию ответственных в случае нарушений. LR

Источник

Написать ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>