Конец эпохи возвратов: что ждет рынок после возможного запрета
У производителей одежды доля возвратов на маркетплейсах в 3 раза выше, чем в собственном интернет-магазине
Введение категории невозвратных товаров на маркетплейсах может сократить оборотные грузопотоки на 20-30% и снизить выручку 3PL-операторов на 15-20%. Такую оценку в беседе с «Логирусом» озвучил гендиректор «ЛогЛаб» Сергей Верещагин. Принятие инициативы уменьшит потребность в складских площадях, и часть мощностей высвободится.
Как полагает Артем Васканян из NC Logistic, даже ограничение возвратов только для категории «одежда» способно в разы сократить объем складских операций. Дело в том, что по данным операционного директора производителя женской одежды Clan VI Олега Баландина, в собственных онлайн-магазинах возвраты составляют 15-25%, а на маркетплейсах достигают 60-75%. В начале 2025 года у некоторых брендов женской одежды этот показатель доходил до 90%. Для производителей ключевой проблемой при работе с площадками становится возврат использованных вещей, подмена товара и его умышленная порча под видом брака.
Для продавцов одежды одним из решений может стать введение платы за доставку при определенном проценте возвратов. По словам селлера Виктора Есина, инициатива снизит их финансовую нагрузку, поскольку сейчас они полностью оплачивают обратную логистику, и один товар может проходить через несколько таких транзакций до финальной продажи.
Как отмечает эксперт, с развитием блогинга участились случаи «покупательского экстремизма», когда недобросовестные клиенты массово заказывают товары, например, десятки брюк, чтобы затем вернуть большую часть после использования. В краткосрочной перспективе рынок может столкнуться со спадом заказов после введения новых правил, допускает Есин, но в дальнейшем процент окончательного выкупа способен вырасти до 60-70% за счет ухода клиентов с высоким уровнем возвратов.
Напомним, по оценкам ТПП РФ, уровень возврата товаров в онлайн-торговле по отдельным категориям достигает 15-20%. LR
Написать ответ