Китайская контейнерная Black Friday: цены рухнули, сроки сократились

На маршрутах от припортовых станций Китая ставки опустились ниже $4,4 тыс., а из внутренних регионов – ниже $3,9 тыс.

Китайская контейнерная Black Friday: цены рухнули, сроки сократились

Импорт контейнеров из Китая в Россию подешевел в апреле 2025 года, достигнув нового минимума за весь постпандемийный период, сообщает РБК со ссылкой на Центр ценовых индексов.

С начала апреля стоимость перевозки крупнотоннажного 40-футового контейнера ускоренными поездами снизилась на $250-400 по сравнению с аналогичным периодом марта. На маршрутах от припортовых станций Китая ставки опустились ниже $4,4 тыс., а из внутренних регионов – ниже $3,9 тыс.

В конце марта – начале апреля наблюдались задержки отправки поездов из Китая. Это объясняется низким спросом со стороны импортеров и недостаточным объемом грузов. Дополнительное давление на тарифы оказали рост провозных мощностей на фоне падения перевозок в Европу, а также увеличение скорости обработки поездов на пограничных переходах, следует из обзора.

Опрошенные «РБК» участники рынка, подтвердили актуальность приведенных аналитиками ставок и факторов, повлиявших на их снижение. По словам генерального директора компании ModernWay Николая Ольшанского, тарифы на перевозку грузов через порты Дальнего Востока с конца 2024 года снизились более чем на $1 тыс., и эта тенденция пока сохраняется. Руководитель по маркетингу в компании Optimalog Анна Федорова, пояснила, что основной причиной текущей ситуации является нехватка грузовой базы. Это приводит к дисбалансу, при котором пустые контейнеры скапливаются в Китае, в то время как спрос на импортные перевозки не покрывает провозные мощности. Дополнительным фактором стало улучшение логистики, в частности, ускорение обработки поездов на пограничных переходах, таких как Забайкальск, что позволило снизить время простоя и увеличить пропускную способность.

Что касается динамики ставок в последние годы, то в первой половине 2020 года, на фоне минимального спроса, перевозка контейнера из Китая в Россию обходилась в $2–3 тыс. В 2021 году тарифы достигали $10 тыс. В 2023 году они снизились до $5 тыс., а к концу 2024 года снова выросли до $8-9 тыс., сообщили «РБК» источники в транспортной отрасли.

Весной 2025 года структура контейнерного импорта из Китая традиционно включает электронику и комплектующие – в том числе продукцию для IT-сектора, спрос на которую вырос после ухода западных брендов и на фоне активной локализации сборки. Как отмечает Анна Федорова, значительную долю также составляют промышленное и строительное оборудование, заменяющее европейские поставки, автозапчасти и компоненты для машиностроения, а также бытовая техника и товары повседневного спроса.

– Из новых трендов мы отмечаем рост поставок товаров для параллельного импорта (например, запчастей для европейской техники), упаковочных материалов и сырья для производства, – добавляет эксперт.

Поддержку спроса на импорт из Китая оказывает ослабление курса юаня по отношению к рублю и «привлекательные цены» на транспортировку грузов, подчеркивают в ЦЦИ. На фоне этих факторов на некоторых менее загруженных станциях в КНР начали образовываться очереди на отправку, а ставки на доставку временно стабилизировались.

По данным РЖД, в первом квартале 2025 года объем импортных контейнерных перевозок из Китая сократился на 8,8% и составил 355,7 тыс. 20-футовых контейнеров. Наиболее заметное снижение зафиксировано в сегментах химикатов (-10,5%), автомобилей (-18,1%), сборных грузов (-19,3%) и товаров народного потребления (-7,5%). Это падение произошло после рекордных объемов поставок в аналогичном периоде прошлого года. Как уточняет представитель РЖД, спад зафиксирован как через морские порты, так и на сухопутных погранпереходах, включая транзитные маршруты через Казахстан.

– Тенденция сохраняется и в апреле. Основные причины снижения объемов предъявления к перевозке контейнеров с импортными грузами из Китая заключаются в уменьшении спроса из-за затаривания складов на территории России, – отмечают в РЖД, добавляя, что при этом инфраструктурных ограничений со стороны железнодорожного транспорта нет, а при восстановлении спроса РЖД готовы обеспечить необходимые объемы перевозок.

Согласно оценке аналитиков ЦЦИ, сейчас на рынке сложилась благоприятная ситуация для импорта: ставки достигли минимальных значений, а в дальнейшем возможен лишь незначительный рост цен. Это также влияет на перераспределение грузопотока с одного вида транспорта на другой. По словам директора по мультимодальным перевозкам FM Logistic Дмитрия Суховерши, доля прямых железнодорожных перевозок в структуре контейнерных перевозок из КНР в Россию превысила 50%. Рост автотарифов в последние недели побудил часть клиентов переориентироваться на железную дорогу. Кроме того, благодаря ускоренной проверке грузов на погранпереходах, средние сроки доставки железнодорожным транспортом сократились на 7–14 дней по сравнению с новогодним периодом. Сейчас по времени транзита автомобильные и железнодорожные поставки из Китая стали практически сопоставимы, добавляет эксперт.

Снижение объема импортных перевозок фиксируют в компании ModernWay. Это, по их мнению, обостряет конкуренцию на рынке экспедиторских услуг, в результате чего уменьшается уровень ставок и маржа экспедитора.

Согласно прогнозу ЦЦИ, во второй половине апреля 2025 года ставки на прямые железнодорожные перевозки контейнеров из Китая могут начать умеренно расти – примерно на $500 за 40-футовый контейнер. Поводом для этого, как отмечает старший аналитик ЦЦИ Роман Шагалов, станет увеличение объемов импорта, чему способствует как благоприятный курс юаня по отношению к рублю, так и привлекательные логистические условия, то есть относительно низкие тарифы и короткие сроки доставки.

– Кроме того, китайские фабрики и импортеры будут стараться завершить отгрузки до начала майских праздников в КНР. При этом ускоренные контейнерные поезда – самый дешевый способ доставки контейнеров из Китая на сегодня, – отмечает эксперт, подчеркивая, что ставки на мультимодальные маршруты могут продолжить падение «до достижения паритета» со стоимостью сухопутных маршрутов.

Более сдержанного прогноза придерживается Николай Ольшанский. По его мнению, заметный рост объемов импортных поставок и, как следствие, повышение ставок, стоит ожидать не ранее второй половины 2025 года. В компании Optimalog также полагают, что в ближайшей перспективе возможно либо умеренное снижение, либо стабилизация цен. На тарифы продолжит влиять сезонный фактор: снижение активности в строительной отрасли и сегменте товаров народного потребления летом, избыток логистических мощностей из-за дисбаланса между экспортом и импортом, колебания курса юаня и общее состояние экономики. В случае ускорения поставок из Китая возможен рост спроса и экономическая ситуация.

– Ключевые риски при этом – ужесточение санкций в виде потенциальных вторичных ограничений для китайских перевозчиков и резкое увеличение спроса на определенные товары – например, электронику перед сезоном распродаж, – заключает Федорова.

Эксперт уверена, что импортеры должны «воспользоваться текущими условиями», но быть готовыми к возможным изменениям цен летом. В Optimalog выделяют основные драйверы спроса: промышленные товары и замещающий импорт, но не традиционный потребительский сектор.

Напомним, с 17 по 24 марта 2025 года индекс контейнерных перевозок Drewry упал на 4% до $2264 за FEU. Это на 78% меньше предыдущего пандемического пика в $10377 в сентябре 2021 года и является самым низким показателем с января 2024 года. Стабильными остаются только тарифы из Лос-Анджелеса в Шанхай. LR

Фото: © Башкирова Анна / Фотобанк Лори

Источник

Написать ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>