Каждый третий – вне цифры: 42% микробизнеса в автоперевозках «игнорируют» реформу перевозок

Особую озабоченность у ФНС вызывает сжатые сроки реализации проекта по цифровизации экспедиторских услуг

Каждый третий – вне цифры: 42% микробизнеса в автоперевозках «игнорируют» реформу перевозок

Федеральная налоговая служба и Министерство транспорта РФ столкнулись с серьезными вызовами при подготовке к обязательному переходу на электронные перевозочные документы с 1 сентября 2026 года. Ключевой проблемой становится разнородность участников рынка, особенно малого и микробизнеса, который может оказаться не готов к новым требованиям, заявил на форуме «Цифровая транспортация – 2025» начальник Управления электронного документооборота ФНС Федор Новиков.

Эксперт подчеркивает, что крупные перевозчики уже активно подключаются к системе через операторов и разработчиков учетных систем. У таких компаний есть юридические отделы, которые отслеживают изменения законодательства. Однако малый бизнес, составляющий значительную часть рынка, рискует остаться без должной поддержки. Новиков отмечает, что операторы и разработчики закономерно ориентируются в первую очередь на крупных клиентов, которые приносят основной доход. Для небольших перевозчиков необходимы бесплатные или максимально доступные сервисы, позволяющие минимизировать затраты на переход в электронный формат.

ФНС уже работает над решением этой проблемы. Сейчас служба развивает сервис для работы с электронными документами прямо на сайте налоговой, хотя изначально он не будет поддерживать транспортные документы. Одним из практических инструментов стала мобильная подпись для ИП и генеральных директоров, которая работает с телефона и не требует затрат на криптографию и специальные носители. Это снижает финансовый барьер для малого бизнеса и позволяет подписывать документы в полевых условиях при наличии интернета.

Кирилл Каликин, операционный директор АО «Монополия», подтверждает серьезность проблем малого и среднего бизнеса. Объем рынка автомобильных перевозок в РФ, по оценкам Kept, достигает 5,2 трлн рублей и может вырасти до 6,9 трлн к 2028 году. Однако на цифровые сервисы приходится лишь 183 млрд – чуть больше 3% от общего объема. При этом 76% отрасти – это малый и средний бизнес. Значительная его часть не занимается цифровизацией: 26% малых и 42% микропредприятий не внедряют никаких цифровых решений.

Особую озабоченность у ФНС вызывает сжатые сроки реализации проекта по цифровизации экспедиторских услуг. В рамках этой инициативы Федеральная налоговая служба должна разработать три новых формата документов, отметил Федор Новиков.

– Правительство установило срок для подготовки данных приказов – май 2026 года. На их последующее внедрение отводится всего три месяца, что является крайне сжатым сроком. В ходе диалога с Правительством мы выступали за сокращение общего срока выполнения работ. Мы считаем, что весь пакет документов должен быть готов не позднее марта 2026 года. Это позволило бы иметь в распоряжении около полугода на внедрение, однако даже этот период представляется недостаточным, – подчеркнул эксперт.

Важной задачей становится масштабная разъяснительная работа с сотрудниками контролирующих органов. Даже при существующей системе электронных ТТН уже сейчас возникают случаи, когда сотрудники ГИБДД не могут распознать QR-код из-за необновленного приложения или недостаточной осведомленности, обозначил существующие проблемы Федор Новиков. При этом проверка может проводиться в оффлайне, без интернета. С 1 сентября 2026 года количество электронных документов вырастет экспоненциально, поэтому обучение контролирующих органов работе с новыми инструментами становится критически важным.

ФНС также изучает возможность интеграции с ГИС ЭПД, чтобы получать документы напрямую из системы, а не истребовать их у бизнеса. Как пояснил Новиков, для этого нужно определить бизнес-процессы, где это целесообразно, и возможно внести изменения в Налоговый кодекс. Такой подход соответствует общему тренду на использование данных вместо документов, но станет возможным только после достаточного наполнения ГИС ЭПД, вероятно, ближе к сентябрю 2026-го или после этой даты, резюмировал Федор Новиков.

По данным Минтранса, с 2022 года в ГИС ЭПД оформлено уже 25 миллионов перевозочных документов, ежемесячно добавляется около 1,5 миллиона новых. В системе работают 11 операторов из 83 регионов России. По его оценкам, переход на электронные перевозочные документы позволит снизить себестоимость оформления с текущих 150-700 рублей до 4-15 рублей.

Напомним, до 1 марта 2026 года компании смогут использовать как бумажные накладные, так и новый формат, но после этой даты переход на электронный ЕТД станет обязательным. LR

Источник

Написать ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>