Каждый 20-й менеджер цепочек поставок будет управлять роботами к 2030 году
Если сегодня небольшие флоты роботов курируют технические специалисты, то уже через 2-3 года компаниям потребуются принципиально новые методики контроля
К 2030 году корпоративные структуры управления цепочками поставок претерпят радикальные изменения. Согласно данным Gartner, Inc. (ист.), 80% сотрудников будут ежедневно взаимодействовать с умными роботами, а 5% менеджеров полностью переключится с руководства людьми на управление автономными системами. Этот сдвиг обусловлен хроническим дефицитом рабочей силы и растущими операционными затратами, которые вынуждают компании массово внедрять роботизированные решения.
Примечательно, что 73% руководителей цепочек поставок (CSCO) в ходе опроса Gartner признали робототехнику стратегическим направлением инвестиций, однако 61% респондентов констатировали отсутствие в своих организациях достаточной экспертизы для эффективного внедрения таких технологий. «Руководителям цепочек поставок предстоит кардинально пересмотреть организационные модели, чтобы адаптироваться к управлению масштабируемыми роботизированными парками, – отмечает Абдил Тунджа, старший аналитик Gartner. – Особую сложность представляет координация разнородных систем: от узкоспециализированных машин до полифункциональных платформ, которые постепенно берут на себя весь спектр складских операций».
Трансформация управленческих подходов становится неизбежной. Если сегодня небольшие флоты роботов курируют технические специалисты, то уже через 2-3 года компаниям потребуются принципиально новые методики контроля. Ключевое отличие – смещение акцента с инженерных компетенций на системное понимание возможностей автономных систем. Менеджеры будущего должны будут четко представлять функциональные лимиты оборудования, понимать алгоритмы взаимодействия между роботами и персоналом, точно оценивать, какие бизнес-задачи целесообразно делегировать машинам.
Так как, например, при постановке задачи мобильному роботу по подъему паллет в зоне с персоналом, руководителю потребуется не только спроектировать безопасный маршрут, но и заложить дополнительный временной буфер, а также предусмотреть резервные мощности на случай сбоев, поясняют аналитики Gartner.
Gartner формулирует четыре ключевых шага для успешной трансформации:
— создание специализированного центра компетенций по промышленной робототехнике;
— разработка комплексной стратегии автоматизации складской инфраструктуры;
— внедрение сквозного управления жизненным циклом роботизированных систем;
— установление жестких стандартов кибербезопасности и SLA.
«Процесс интеграции роботов в операционную деятельность будет сопоставим по сложности с внедрением ERP-систем в 2000-х, – прогнозирует Тунджа. – Сначала появится новая управленческая специализация, но постепенно эти функции распределятся по всем звеньям цепочки поставок».
Отдельного внимания заслуживает вопрос кадровой переподготовки. По оценкам (ист.) Международной федерации робототехники (IFR), к 2028 году потребуется переобучить около 3 млн специалистов логистической отрасли для работы в новых условиях.
Напомним, несмотря на растущий интерес к автоматизации в логистике, большинство 3PL-операторов не готовы к масштабному внедрению роботизированных решений. Основные причины – высокая стоимость технологий, короткие контракты с клиентами и отсутствие стандартизированных процессов. Эксперты отрасли, собравшиеся на «Логистический пикник – 2025», сошлись во мнении: пока эти барьеры не преодолены, переход на «умные» склады останется точечным. LR
Фото: © ФотоИнтеллект / Фотобанк Лори
Написать ответ