Калининградские паромы «сели на мель»

Стоимость головного парома оценивают в 18-20 млрд рублей, сроки сдвигаются до 2030 года

Калининградские паромы «сели на мель»

ФГУП «Росморпорт», подведомственное Росморречфлоту Минтранса, объявит новый тендер на выбор судостроительного завода для создания двух паромов, предназначенных для Калининградской области. Как сообщил представитель предприятия, необходимость в новых судах вызвана сохраняющимся с 2022 года дефицитом провозных мощностей, по данным «РБК».

Ранее основная часть грузов доставлялась в регион через территорию Белоруссии и Литвы, однако после введения Литвой ограничений на транзит российских товаров ситуация кардинально изменилась. Ограничения, затронувшие строительные материалы, уголь, древесину и высокотехнологичную продукцию, первоначально предусматривали квоту в 3,1 млн тонн, тогда как фактически было перевезено лишь 1,8 млн тонн. В последующие годы литовская сторона последовательно сокращала разрешенные объемы, уменьшив квоту на 2024 год еще на 20%.

Как отмечал ранее занимавший пост губернатора региона, а ныне министр промышленности и торговли Антон Алиханов, морской транспорт в настоящее время обеспечивает 40–45% грузопотока. Он подчеркивал, что для достижения полной транспортной независимости область нуждается в расширении грузового флота.

В феврале 2024 года Алиханов сообщал о принятом решении построить два парома на верфи «Звезда» в Большом Камне, контролируемой «Роснефтью». Планировалось, что головное судно будет сдано в конце 2028 года, а второе – в 2029 году, о чем в августе 2024 года говорил президент Владимир Путин во время встречи с врио губернатора Алексеем Беспрозванных.

Новые паромы проекта 135 разрабатываются на базе серии CNF19M, созданной Морским инженерным бюро. Ранее по этому проекту были построены суда «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский». Строительство осуществлялось по контракту с Невским судостроительно-судоремонтным заводом при значительном участии турецкой верфи Kuzey Star, а общая стоимость работ составила 12,55 млрд рублей.

Паромы CNF19M длиной 200 метров и шириной 27,4 метра оснащены двухтопливными двигателями, способными работать на сжиженном газе или малосернистом дизтопливе, и обслуживают маршруты между Ленинградской и Калининградской областями.

Финансирование строительства паромов изначально планировалось осуществить за счет средств Фонда национального благосостояния в рамках программы льготного лизинга, утвержденной правительством в феврале 2023 года. Согласно этой схеме, Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) должна была выступить заказчиком судов, направляя на их строительство бюджетные средства и ресурсы ФНБ. В сентябре 2024 года между «Росморпортом», ГТЛК и верфью «Звезда» был подписан соответствующий трехсторонний договор.

Однако, как пояснили в «Росморпорте», правительство приняло решение разработать для этих целей отдельную инфраструктурную программу, поскольку паромы не вошли в окончательный перечень судов, утвержденный для программы льготного лизинга. В результате ранее заключенный контракт прекратил свое действие, а новые договоренности пока не оформлены. Это означает, что средства из ФНБ не были доведены до заказчика в лице «Росморпорта», а следовательно, и до судостроительной компании.

Новая процедура выбора верфи будет проведена только после официального утверждения инфраструктурного проекта, одновременно с этим будет определена и окончательная стоимость строительства серии судов. Ранее, в июле 2024 года, в Минпромторге рассматривали возможность сокращения программы льготного лизинга на 69 судов для высвобождения средств в том числе и на калининградские паромы, но в итоге эти планы не были реализованы. На запросы РБК о текущей ситуации ГТЛК не предоставила комментариев, «Роснефть» также не ответила, а Минпромторг перенаправил вопросы в Минтранс.

Согласно информации, полученной «РБК» от источника в судостроительной отрасли, судостроительный комплекс «Звезда» сохраняет готовность выполнить заказ на строительство паромов при условии заключения контракта и обеспечения финансирования, которое не было доведено по ранее подписанному соглашению. Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) отказалась от комментариев по данной ситуации.

Как сообщили два отраслевых источника издания, среди потенциальных претендентов на новый контракт рассматривается судостроительный холдинг «АК Барс» из Татарстана, который планирует разместить заказ на керченском судостроительном заводе имени Б.Е. Бутомы. По словам собеседников, хотя предприятие сталкивается с недозагрузкой и финансовыми трудностями, оно обладает необходимыми мощностями для строительства крупнотоннажных судов, к категории которых относятся паромы проекта 135. При этом бенефициарные владельцы завода остаются нераскрытыми. Согласно данным системы СПАРК, завод владеет 1% в казанском ООО «АК Барс Экспорт», тогда как остальные 99% принадлежат холдинговой компании «АК Барс». Финансовая отчетность предприятия не публикуется с 2020 года, когда был зафиксирован убыток в 38 млн рублей при выручке 22 млн рублей.

Эксперты отмечают, что в России несколько верфей способны построить паромы таких размеров. Помимо «Звезды» и керченского завода, потенциально возможным местом строительства называется Северодвинское производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие», входящее в ОСК, однако это предприятие традиционно специализируется на строительстве атомных подводных лодок и в последние годы не принимает гражданские заказы.

Отдельной проблемой остается оснащение судов двухтопливными двигателями, которые не производятся в России. Хотя теоретически возможен импорт таких двигателей, их перемещение обычно отслеживается производителем, поскольку это штучный товар. По мнению отраслевых специалистов, более реалистичным вариантом может стать строительство дизельных судов.

Генеральный директор «INFOline-Аналитики» Михаил Бурмистров подтверждает активное участие холдинга «АК Барс» в конкурсах на строительство крупных судов с использованием потенциала керченского завода. Эксперт отмечает необходимость серьезного перепроектирования паромов и высказывает сомнения относительно возможности создания двухтопливной системы в условиях санкций. По оценкам аналитика, стоимость головного парома может составить 18-20 млрд рублей, а серийного – 16-17 млрд рублей, при этом срок сдачи головного судна проекта 135 вряд ли состоится раньше 2030 года.

Напомним, ранее первый вице-премьер Денис Мантуров обратился к Владимиру Путину с просьбой о дополнительном финансировании программы льготного лизинга судов в размере 200 млрд рублей. Мантуров предложил при формировании бюджета на 2026-2028 годы перераспределить 65,7 млрд рублей с других статей федерального проекта «Производство судов и судового оборудования», а также выделить дополнительные 134,3 млрд рублей для выполнения поручений правительства по загрузке строящейся Московской верфи, которая будет специализироваться на производстве электрических пассажирских судов. LR

Источник

Написать ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>