Минтранс задумался о введении ответственности за перегруз для грузоотправителей. Насколько это реально и к чему может привести?
На прошлой неделе вице-премьер Максим Акимов встретился с членами правления «Опоры России», общественного объединения, представляющего интересы предпринимателей. На встрече обсуждались различные вопросы, связанные в том числе и с грузоперевозками. Особое внимание было уделено автоматическому весогабаритному контролю.
Штрафы с человеческим лицом
Отличительная особенность штрафов за перевес – их огромные размеры, исчисляющиеся сотнями тысяч рублей. Даже если перегруз составляет считанные проценты, юридическому лицу придётся заплатить от 100 до 150 тысяч рублей; максимальный же размер штрафа достигает 500 тысяч.
Максим Акимов отметил, что целесообразно подумать о градуальном (т.е. постепенно нарастающем) подходе к административной ответственности за перегруз.
Подразумевается, что штрафы за незначительный или непреднамеренный перевес должны быть символическими, а наказание за злостное нарушение – наоборот, максимально жестким.
Очевидно, что если изменения в КоАП будут внесены, минимальный размер штрафа будет значительно снижен. Возникает вопрос: не возрастёт ли максимальный размер?
Водителям расскажут о перевесе
Еще одна актуальная проблема – несвоевременное информирование перевозчиков о перевесе. Если незначительно перегруженная машина проедет под рамкой АСВГК, её владелец получит штраф. Узнает он об этом в лучшем случае через пару дней: за это время автомобиль может проехать еще несколько рамок и собрать еще несколько штрафов. Для небольших компаний такие непредвиденные расходы могут стать очень ощутимыми, а в некоторых случаях и фатальными.
Максим Акимов поручил Министерству транспорта создать систему оперативного оповещения водителей и владельцев транспорта о допущенном перегрузе. Эта мера защитит перевозчиков от получения повторных штрафов.
Пока неизвестно, каким образом будет организовано оперативное оповещение водителей. Это может быть SMS-сообщение, уведомление в специальном приложении или информационное табло, расположенное рядом с АСВГК.
В Национальном союзе экспертов в сфере транспорта и логистики наиболее оптимальным способом информирования считают уведомление в личном кабинете – в системе или на портале оператора.
— Водитель во время движения не должен отвлекаться от управления машиной, – пояснил свою точку зрения наш собеседник в СЭЛ. – Цифровое табло, на наш взгляд, не очень надежно средство уведомления водителя, находящегося в движении. Зачастую фуры идут плотным потоком: грузовик может перестроиться, а информацию о перегрузе получит водитель следующей за ним машины. Поэтому табло может рассматриваться как дополнительное, но не основное средство информирования.
Грузоотправителям хотят добавить хлопот
Но самое интересное заявление в ходе встречи сделал представитель Минтранса, директор департамента госполитики в области дорожного хозяйства Григорий Волков. Рассказывая о работе над системой автоматического весогабаритного контроля, он отметил, что в ведомстве обсуждается законодательная инициатива о возможности наложения штрафов за перегруз на грузоотправителей.
Сегодня КоАП предусматривает наказание для грузоотправителей, предоставляющих перевозчикам недостоверные сведения о весе и габаритах груза. Перевозчики периодически пользуются соответствующей статьей и взыскивают с грузоотправителей стоимость штрафов – при наличии подтверждающих обман документов суд обычно встает на их сторону.
Минтранс, однако, предлагает пойти дальше и начать штрафовать грузоотправителей не за предоставление неверных сведений, а просто за перевес.
— Вопрос более, чем спорный, – прокомментировал намерения ведомства руководитель юридической компании «Богатов Групп» Сергей Богатов. – Предположим, грузовладелец не превысил установленный тоннаж, но безответственный водитель разместил груз так, что вся нагрузка пришлась на одну-две оси. АСВГК фиксирует перевес. Штраф в таком случае придёт перевозчику, а если инициатива Минтранса будет одобрена, то и грузоотправителю, хотя в этой ситуации виноват один лишь водитель. Еще одна реальная ситуация из моей практики. Водитель отправился в рейс и по пути захватил еще один груз, который не должен был брать — чтобы «подколымить». Итог – перевес. Выходит, и в этом случае за косяки водителя будет платить грузоотправитель?
Юрист уверен: сегодня у перевозчика есть возможность взыскать с грузоотправителя сумму штрафа, если тот предоставит недостоверные данные о весе груза, поэтому лучше оставить всё как есть.
— Да, чтобы взыскать сумму штрафа, нужно судиться. Это бумажная волокита и определенные риски. Но система отработана и понятна.
А если за перевес начнут штрафовать грузоотправителей, то несправедливых штрафов, оспорить которые будет непросто, станет гораздо больше,
– резюмирует Сергей Богатов.
В СЭЛ к идее взимания штрафов с грузоотправителя также отнеслись настороженно.
— Если речь идёт о сборных грузах, то отправители могут сами не знать, что еще поедет в фуре, в которую они загружают свою продукцию, – рассказал наш собеседник. – Кроме того, грузоотправитель не знает заранее, какой грузовик приедет на загрузку. Рассчитывать нагрузку на ось с учётом массы автомобиля должен перевозчик, а не грузоотправитель. Таким образом, однозначно определять грузоотправителя как виновника превышения весогабаритных параметров невозможно без уточнения этих и других параметров.
Решить проблему догрузок может электронная пломба. Как быть с неправильно размещенными грузами – непонятно; введение общих правил погрузки и крепления грузов в автотранспорте пока только обсуждается. Эксперты уверены в одном: для определения виновника перегруза ответственность грузоотправителя и перевозчика должна быть четко разделена в каждом конкретном случае.
Написать ответ