Готов ли транспортно-логистический рынок к непростым временам?

Основным фактором влияния на развитие рынка транспортно-логистических услуг является изменение структуры российской экономики. Начиная с 2012 года и по 2015 год прогнозировался сдвиг в экономике в пользу производства. Рост потребительского спроса должен был привести к увеличению торговли в структуре ВВП, что в конечном счете должно было привести к децентрализации и расширению рынка логических услуг. Однако на протяжении всего 2013 года в России наблюдалось снижение объема грузоперевозок (за исключением роста пассажирооборота), что повлекло снижение грузооборота в 2014 году на всех видах транспорта.

Введение европейских санкций и принятие ответных мер привело к снижению спроса на транспортные услуги и может привести к существенному падению объемов перевозок. Сокращение объемов производства в промышленности и снижение доходов населения могут привести к дальнейшему снижению спроса на грузоперевозки. Но для роста экономического развития страны необходимы ряд инвестиционных мер, направленных в основной капитал транспортного комплекса. Если рассматривать отдельно ряд экономических показателей, то можно отметить, что по итогам первого полугодия 2014 года на ряду со снижением темпов объемов грузоперевозок, наблюдается незначительное увеличение их в целом в секторе транспортно-логистических услуг.

Фактически падение коммерческих грузоперевозок составило 0,7% и рост грузооборота коммерческих структур на 2,8% по сравнению с прошлым 2013 годом. Учитывая ситуацию, складывающуюся в транспортном комплексе, несмотря на ряд принятых санкционных и ответных мер, прогнозируется увеличение темпов роста промышленного производства и ВВП в среднесрочной перспективе. Так министерство экономического развития прогнозирует к 2017 году объем коммерческих перевозок грузов составит от 3920,4 до 4063,9млн тонн, что в процентном отношении — от 103,9 до 107,7%, а грузооборот — от 2660,4 до 2752,2 млрд ткм, что в процентном соотношении — от 108,3% до 112,1%.

Был разработан ряд мер государственной поддержки с целью укрепления роста показателей деятельности транспорта и на создание комплексных транспортно-логистических услуг, а также ряд мер, направленных на увеличение расходов не инвестиционного характера за счет средств федерального бюджета. Ожидается дальнейший рост бюджетного финансирования. Так в 2013 году было выделено из бюджета на поддержку транспортного сектора около 94 млрд. руб. Однако этого недостаточно, так как транспортная система России требует долговременных устойчивых инвестиций, расширение объема заемных средств, повышение их доступности, что в дальнейшем может привести к прогнозируемому росту всей транспортной системы.

Сравнивая инвестиции в основной капитал в 2013 году в транспортный сектор из федерального бюджета было выделено 396,6 млрд. рублей, а 2014 году — порядка 358,7 млрд. рублей. К 2017 году ожидается объем ассигнований из федерального бюджета приблизительно около 549 млрд. рублей, в том числе за счет средств ФНБ 71,3 млрд. рублей, что будет больше на 262 млрд рублей. Также будут выделены средства ФНБ на строительство высоко скоростной магистрали ВСМ-2.

Также на ряду с бюджетным финансированием должна быть создана благоприятная среда для привлечения частного капитала, формирование дорожных фондов, как федерального, так и регионального значения, привлечение специализированных компаний к управлению федеральным имуществом, создание контрактов длительного жизненного цикла. Учитывая все источники финансирования в 2014 году, объем инвестиций составил приблизительно 1422,6 млрд. рублей, к 2017 году, в случае сохранения и повышения темпов роста экономики, ожидается 1827 млрд. рублей, в том числе за счет внебюджетных источников финансирования — порядка 718,9 млрд. рублей.

В случае увеличения экономических показателей и темпов роста экономики в 2017 году, уровень инвестиций может достигнуть 2355 млрд. рублей, из них 803,5 млрд. за счет внебюджетных средств. Однако есть «узкие места» в сети железнодорожных и автомобильных дорог. К ним относятся подходы к аэропортам и морским портам, пограничным пунктам пропуска. В связи с тем, что многие автомобильные и железнодорожные подъездные пути, подходящие к крупнейшим морским портам, не могут обеспечить огромный поток грузов, а многие аэропорты не имеют железнодорожного сообщения т.е. из-за недостаточности провозных возможностей, а также низкого качества автодорожной сети, Российская экономика несет колоссальные убытки.

Многие судоходные гидротехнические сооружения, находящиеся на внутренних водных путях и эксплуатируются в течении многих лет, более половины находятся в эксплуатации около 50-75 лет и более. Для ускорения роста экономики и привлечения дополнительных инвестиций разработан ряд мер на период 2014-2017годы по развитию транспортной инфраструктуры. Сюда входит развитие и расширение «узких мест» транспортной инфраструктуры, в том числе расширение московского транспортного узла, с учетом московского авиационного; развитие восточного полигона Транссиба и БАМа; завершение ряда водных объектов; подготовка объектов, связанных с проведением Чемпионата мира по футболу в 2018 году; развитие транспортного комплекса республики Крым в том числе строительство моста через Керченский пролив в рамках целевой программы «Социально-экономическое развитие республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года». Реализация этих проектов позволит ослабить инфраструктурные ограничения развития транспортного сектора и привлечь частные инвестиции.

Формирование дорожных фондов позволит привлечь специализированные компании к управлению федеральным имуществом. Внедрение контрактов длительного жизненного цикла позволит сократить дисбаланс между потребностями экономики и населения и пропускной способностью транспорта. Учитывая это, в целом по всем источникам финансирования объем инвестиций в основной капитал составит в размере1422,6 млрд. рублей. При сохранении темпов роста экономики, объем инвестиций к 2017 году увеличится и составит 1827 млрд. рублей, в том числе за счет средств внебюджетных источников финансирования около 718,9 млрд. рублей. В случае ускоренного роста экономики уровень инвестиций к 2017 году должен составить 2355 млрд. рублей, из них за счет внебюджетных источников — 803,5 млрд. рублей.

Общий объем средств, выделяемых ФНБ, на развитие инфраструктурных проектов составит 360 млрд. рублей. Однако в Министерстве Экономического Развития Российской Федерации отметили, что в связи с развитием неблагоприятной ситуации и учетом принятия экономических санкций и ответных мер, возможно снижение инвестиционного финансирования из федерального бюджета. Перспективы развития экономического бизнеса с учетом введения экономических санкций Европой и принятия ответных мер со стороны России обсуждались на VI Балтийском транспортном форуме, который по традиции проходит в Санкт-Петербурге.

Так приоритетным направлением транспортной системы России было выбрано Северо-Западное, однако география международной логистики в условиях санкций сдвинется в сторону АТР. Несмотря на это, в развитие Северо-Западного направления и портов Балтийского бассейна будет инвестировано к 2020 году порядка 302,1 млрд. рублей, при объеме перевозок в 166,4 млн. тонн. Планируется дальнейшее усиление инфраструктуры Вологда-Волховстрой, объем инвестиций составит порядка 18,7 млрд. рублей. К 2020 году объем инвестиций на участке Волховстрой-Мурманск составит 63,4 млрд. рублей.

Усиление инфраструктуры различных железнодорожных узлов, в том числе Череповецкого, Волховстроевского, Вологодского и других. В форуме принимали участие представители Федеральной антимонопольной службы Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, Балтийской таможни и других. Так в 2015 году начнется строительство морского пункта пропуска Брусничное на Сайменском канале в рамках Целевой Федеральной программы «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020гг)», это даст возможность проводить суда из портов внутренних вод в порты стран Восточной и Центральной Европы.

Возведение пункта пропуска будет идти по поручению правительства Российской Федерации, в рамках протокольных решений Морской коллегии при правительстве РФ с использованием механизма государственно-частного партнерства. Это обеспечит судоходство по Сайменскому каналу, позволит проводить регистрацию судов и товаров в одном месте, что будет соответствовать всем современным требованиям.

Принятие мер по улучшению качества предоставляемых услуг на постах таможенного контроля Балтийской таможни позволили сократить срок нахождения контейнерных грузов в порту Санкт-Петербурга с 6,5 до 4,1 суток и дали возможность сократить время прохождения таможенных операций на 7%. На сокращение сроков нахождения груза в порту так же повлиял переход с 1 января 2014 года на электронное декларирование. Подача деклараций в электронном виде, позволило на много ускорить процесс декларирования. В среднем из 1500 поступающих в день деклараций 67% подаются в электронном виде, учитывая, что этот показатель в 2013 году составил всего 46%.

Согласно, с проведенным совместно со стивидорами, мониторингу, время нахождения грузов в портах значительно уменьшилось. Так в сравнении с I полугодием 2013 года и I полугодием 2014 года срок пребывания грузов с момента поступления их и до вывоза с территории РФ сократился на 2,4 суток. Так в прошлом году срок составлял 6,5 суток, из них 27 часов занимали оформления таможенных деклараций. В первом полугодии 2014 года срок пребывания контейнеров в порту составил 4,1 суток, а декларирование — 9 часов.

Работа морских портов напрямую зависит от работы Октябрьской железной дороги, поэтому порт Усть-Луга является основным пунктом пропуска грузопотока по железной дороге в Северо-Западном направлении. Так как работая в комплексе, пропускная способность железной дороги на Усть-Лугу в 2013 году составляла 38,3 млн. тонн, в 2015 году составит 64 млн. тонн в год, а к 2020 должна вырасти до 80,3 млн. тонн в год.

В 2014 году объем железнодорожных перевозок по Октябрьской железной дороге в направлении северо-западных портов составил порядка 117 млн. тонн. В сравнении с 2013 годом объем перевозок увеличился на 13,8%. По прогнозам Министерства Экономического Развития ожидается к 2015-2016гг темп роста экономики 1,5-2,2%, при темпах роста мировой экономики в целом 3,4%. По их мнению, на переориентацию логистического рынка потребуется как минимум два-три месяца. Экономические санкции ухудшат положение в целом в работе транспортного комплекса. Северо-западный регион ощутит их в следующем году, на таких сегментах как грузоперевозки, инфраструктурное обустройство, комплексное логистическое обслуживание и пр. В дальнейшем может привести к значительному уменьшению внешней торговли, снижению спроса на международные перевозки и далее к замедлению темпов роста российской экономики. Это может привести к ухудшению долговой ситуации в развивающихся странах, к снижению спроса на промышленное сырье, к изменению структуры инвестиций в экономики других стран.

На развитие транспортно-логистических услуг влияют не только ограничения, необходимо учитывать влияние партнерства, созданное союзами и ассоциациями, в которые входит Россия как полноправный член. Это и БРИКС, и ЕврАзЭС, и ШОС и прочие мега блоки, за исключением Трансатлантического альянса. Оценка нынешнего состояния российской экономики не слишком оптимистична, также, как и ближайшие перспективы.

Заметны признаки скатывания экономики из стагнации в рецессию. Наблюдается резкое падение инвестиций на 7%, по сравнению с прошлым 2013 годом, сокращение промышленного производства на 0,2%, после роста на 0,4 в декабре, снижение потребительского спроса и пр. Так же и перспективы развития российского рынка логистических услуг далеко не радужные. Стагнация в этом секторе началась еще в 2013 году. После 2010 года, где темпы роста составляли 20,2%, рынок двигался по нисходящей линии. Ожидается дальнейшее снижение экспортно-импортного товарооборота, уменьшение грузопотока, снижение грузооборота, удорожание финансовых ресурсов, снижение потребительского и инвестиционного спроса.

Рынок транспортно-логистических услуг упадет 7,6% в долларовом эквиваленте из-за снижения курса рубля. Однако, падение рубля было бы еще больше и показатели еще хуже, если бы не поддержка Центробанка. Несмотря на это пока нет оснований считать о вступлении экономики России в фазу рецессии. Для представления последствий экономических санкций и ответных ограничений необходимо обратиться к статистическим данным. Так, в экспортно-импортном грузопотоке большую роль играет автомобильный транспорт. На данный момент пока еще не возникло новых логистических путей, но в перспективе ожидается рост объемов поставок товаров из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Совокупный объем импорта из стран Евросоюза составил в 2013 году 27 млн. тонн. В 2013 году из стран ЕС поступало 28,4% импорта продовольствия, в том числе 30,5% овощей, 33,2% яиц и молочных продуктов, мяса36,7%,54% в импорте продовольствия приходится на автомобильный транспорт.

Еще в первом полугодии этого года импортный грузопоток из ЕС сократился на 10,6%, а перевалка в Большом порту Санкт-Петербурга на 5%, еще в 2013 году она составляла 6 млн. тонн, из них в контейнерах около 4 млн. тонн. Как альтернативный вариант рассматривается возможность перевозки из стран Латинской Америки, Ирана, Израиля, Египта и Китая. В перспективе схемы доставки грузов постепенно будут сдвигаться на восток. Сокращение экспортно-импортного потока из Евросоюза неизбежно приведет к сокращению международных автомобильных перевозок на западном направлении и полностью почувствуется на этом направлении в 2015 году.

Однако повысится значение портов Юга и Северо-Запада в новых создающихся условиях, с учетом программы импортозамещения, возрастут внутренние перевозки автомобильным и железнодорожным транспортом. На фоне снижения экономики, сокращения внешнеторговых грузопотоков, падения объема инвестиций необходимо формирование комплексных транспортно-логистических услуг и переориентация логистики в сторону АТР.

Расчет стоимости для отправки отдельным транспортом
Close

Источник

Написать ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>