Фрахт в шоке»: санкции ЕС и дефицит судов гонят цены вверх
Только за прошлую неделю перевозка в Турцию подорожала на 10%
Сокращение числа танкеров, не попавших под западные ограничения, начинает ощутимо влиять на стоимость перевозки российской нефти, пишет «РБК». Как следует из обзора Центра ценовых индексов (ЦЦИ), дополнительные факторы давления – рост цен на нефть выше $60 за баррель (установленного G7 потолка) и новые санкции ЕС, направленные против «теневого флота». В результате ставки фрахта в направлении Турции из Балтики и Новороссийска за неделю выросли на 10%.
Совет ЕС принял 17-й пакет санкций 20 мая, добавив в черный список 189 судов. Теперь под ограничениями находятся 342 танкера, а общее число санкционных судов, задействованных в перевозках нефти и нефтепродуктов, достигло 706 – это около 10% мирового флота. В западных бассейнах работать с российской нефтью готовы лишь греческие и турецкие перевозчики, отмечают в ЦЦИ.
На прошлой неделе наиболее заметный рост ставок зафиксирован на маршрутах в Турцию. Фрахт танкеров Aframax (грузоподъемностью 100 тыс. тонн) из Балтики подорожал на 10,8% – до $5,7 за баррель. Аналогичная динамика наблюдалась при перевозках из Новороссийска: здесь ставки выросли на 9,1%, до $3,3 за баррель. В направлении Индии рост был менее выраженным: из Балтики стоимость перевозки увеличилась на 1,2–2,6%, составив $8,1–$8,8 за баррель в зависимости от региона, а из Новороссийска – на 0,5–1,1%, до $6,3–$7 за баррель.
При этом технический перерыв в работе терминала Козьмино привел к почти 2,5-кратному падению его загрузки, что снизило ставки фрахта до северного Китая на 3,7%, до $2,7 за баррель. В целом загрузка российских нефтяных портов за последние недели сократилась: если в начале июня 2025 года она составляла 462 тыс. тонн в сутки, то к 22 июня опустилась до 418 тыс. тонн.
Хотя цена российской нефти Urals в последние дни вновь ушла ниже $60 за баррель, основной драйвер роста фрахтовых ставок – именно санкционное давление, считает старший аналитик ЦЦИ Алексей Политов. «В конце мая ставки резко подскочили из-за отказа фрахтователей от судов под ограничениями, но затем немного стабилизировались», – отмечает он. С середины мая ставки на перевозки в Индию выросли в среднем на 6–8%, а в Турцию – на 30%. Политов связывает это с высоким спросом на «чистые» танкеры, которыми располагают в основном греческие компании. «Они могут диктовать условия в условиях почти нулевой конкуренции», – поясняет эксперт.
Майские санкции ЕС ужесточили условия для российского нефтяного экспорта, подтверждает Кристина Гудым, аналитик ФГ «Финам». «Если ограничения сохранятся или усилятся, можно ожидать дальнейшего роста стоимости перевозок и возможного сокращения поставок в санкционно-чувствительные регионы», – говорит она. В качестве альтернативы рынок может активнее задействовать российских или «серых» перевозчиков, но это сопряжено с дополнительными издержками и рисками.
Пока ЕС не смог согласовать 18-й пакет санкций – Словакия наложила вето. Однако в Еврокомиссии ожидают его принятия «в скором времени». По данным Index, новые меры могут расширить список санкционных танкеров и снизить ценовой потолок для российской нефти с $60 до $45 за баррель.
Сергей Фролов, управляющий партнер NEFT Research, полагает, что российские перевозчики адаптируются к майским ограничениям, и серьезного удара по экспорту не последует. «Единственный действенный метод для ЕС – физическая блокировка судов», – считает он. Уже появились сообщения о сопровождении российских танкеров военными кораблями в проливе Ла-Манш. Кроме того, завершение ирано-израильского конфликта может стабилизировать рынок морских перевозок, добавляет эксперт.
Напомним, во второй половине июня 2025 года Сводный Всемирный индекс контейнерных перевозок (WCI) Drewry зафиксировал рост на 59%. Основным драйвером увеличения стало возобновление поставок в США после объявленной администрацией Дональда Трампа временной приостановки импортных пошлин, что последовало за первоначальным спадом объемов транстихоокеанских перевозок. LR
Фото: © Кирилл Черезов / Фотобанк Лори
Написать ответ