Фрахт в шоке»: санкции ЕС и дефицит судов гонят цены вверх

Только за прошлую неделю перевозка в Турцию подорожала на 10%

Фрахт в шоке»: санкции ЕС и дефицит судов гонят цены вверх

Сокращение числа танкеров, не попавших под западные ограничения, начинает ощутимо влиять на стоимость перевозки российской нефти, пишет «РБК». Как следует из обзора Центра ценовых индексов (ЦЦИ), дополнительные факторы давления – рост цен на нефть выше $60 за баррель (установленного G7 потолка) и новые санкции ЕС, направленные против «теневого флота». В результате ставки фрахта в направлении Турции из Балтики и Новороссийска за неделю выросли на 10%.

Совет ЕС принял 17-й пакет санкций 20 мая, добавив в черный список 189 судов. Теперь под ограничениями находятся 342 танкера, а общее число санкционных судов, задействованных в перевозках нефти и нефтепродуктов, достигло 706 – это около 10% мирового флота. В западных бассейнах работать с российской нефтью готовы лишь греческие и турецкие перевозчики, отмечают в ЦЦИ.

На прошлой неделе наиболее заметный рост ставок зафиксирован на маршрутах в Турцию. Фрахт танкеров Aframax (грузоподъемностью 100 тыс. тонн) из Балтики подорожал на 10,8% – до $5,7 за баррель. Аналогичная динамика наблюдалась при перевозках из Новороссийска: здесь ставки выросли на 9,1%, до $3,3 за баррель. В направлении Индии рост был менее выраженным: из Балтики стоимость перевозки увеличилась на 1,2–2,6%, составив $8,1–$8,8 за баррель в зависимости от региона, а из Новороссийска – на 0,5–1,1%, до $6,3–$7 за баррель.

При этом технический перерыв в работе терминала Козьмино привел к почти 2,5-кратному падению его загрузки, что снизило ставки фрахта до северного Китая на 3,7%, до $2,7 за баррель. В целом загрузка российских нефтяных портов за последние недели сократилась: если в начале июня 2025 года она составляла 462 тыс. тонн в сутки, то к 22 июня опустилась до 418 тыс. тонн.

Хотя цена российской нефти Urals в последние дни вновь ушла ниже $60 за баррель, основной драйвер роста фрахтовых ставок – именно санкционное давление, считает старший аналитик ЦЦИ Алексей Политов. «В конце мая ставки резко подскочили из-за отказа фрахтователей от судов под ограничениями, но затем немного стабилизировались», – отмечает он. С середины мая ставки на перевозки в Индию выросли в среднем на 6–8%, а в Турцию – на 30%. Политов связывает это с высоким спросом на «чистые» танкеры, которыми располагают в основном греческие компании. «Они могут диктовать условия в условиях почти нулевой конкуренции», – поясняет эксперт.

Майские санкции ЕС ужесточили условия для российского нефтяного экспорта, подтверждает Кристина Гудым, аналитик ФГ «Финам». «Если ограничения сохранятся или усилятся, можно ожидать дальнейшего роста стоимости перевозок и возможного сокращения поставок в санкционно-чувствительные регионы», – говорит она. В качестве альтернативы рынок может активнее задействовать российских или «серых» перевозчиков, но это сопряжено с дополнительными издержками и рисками.

Пока ЕС не смог согласовать 18-й пакет санкций – Словакия наложила вето. Однако в Еврокомиссии ожидают его принятия «в скором времени». По данным Index, новые меры могут расширить список санкционных танкеров и снизить ценовой потолок для российской нефти с $60 до $45 за баррель.

Сергей Фролов, управляющий партнер NEFT Research, полагает, что российские перевозчики адаптируются к майским ограничениям, и серьезного удара по экспорту не последует. «Единственный действенный метод для ЕС – физическая блокировка судов», – считает он. Уже появились сообщения о сопровождении российских танкеров военными кораблями в проливе Ла-Манш. Кроме того, завершение ирано-израильского конфликта может стабилизировать рынок морских перевозок, добавляет эксперт.

Напомним, во второй половине июня 2025 года Сводный Всемирный индекс контейнерных перевозок (WCI) Drewry зафиксировал рост на 59%. Основным драйвером увеличения стало возобновление поставок в США после объявленной администрацией Дональда Трампа временной приостановки импортных пошлин, что последовало за первоначальным спадом объемов транстихоокеанских перевозок. LR

Фото: © Кирилл Черезов / Фотобанк Лори

Источник

Написать ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>