«Финансовый Сталинград» Dentro: компания прорывается из «кризисного котла»
Компания мобилизует резервные источники закрытия кассовых разрывов
В Dentro «Логирусу» подтвердили факт задержек зарплат сотрудникам. По словам директора экспедиторского бизнеса Евгения Борисенкова, выплаты в последнее время задерживаются на три недели сверх стандартных сроков. Собеседник «Логируса» отметил, что задержки связаны со «сложностями с оборотным капиталом», но подчеркнул: «Кто может сказать, что мы в отрасли сейчас самые негодные, – бросайте камни».
Проблемы Dentro, по словам Евгения Борисенкова, начались с активной модернизации парка в 2023-2024 годах. Компания срочно обновляла автомобили, поскольку старые машины 2017 года с малогабаритными кабинами перестали устраивать водителей. В условиях дефицита кадров и высоких цен на технику Dentro «перекредитовалась».
– Нам пришлось срочно адаптироваться под рынок дефицита водителей. Как это обычно бывает, набрали инерцию, слегка «переели», немного «перекредитовались» – но это, как всегда, стало понятно задним числом. К середине 2024 года это привело к кассовым разрывам, – отметил собеседник «Логируса».
Сейчас, по словам Евгения Борисенкова, Dentro стабилизировала ситуацию: компания увеличивает доходы, сокращает расходы, ускоряет сбор дебиторской задолженности и замедляет выплаты кредиторам. В марте пришлось сократить зарплаты водителям на 10%. Это «не повод для гордости, так как компании не удалось сохранить высокий уровень доходов сотрудников, достигнутый в 2024 году», подчеркнул собеседник «Логируса». Но по итогам мая средняя зарплата водителей в компании составляла 150-160 тысяч рублей, без учета суточных.
– Также мы меняем бизнес-модель. Компания уже давно работает на среднем сегменте рынка и не берется за сложные клиентские проекты – такова была прежняя стратегия, но пришло время изменений. Сокращаем избыточные направления, фокусируемся только на прибыльных маршрутах, – перечислил Евгений Борисенков.
Кроме того, с клиентами, которые работали на длинных отсрочках, компания пересматривает условия сотрудничества. Перед транспортными партнерами у Dentro есть просрочка.
– По кредиторской задолженности у нас есть просрочка перед коллегами-транспортниками. Мы ее гасим, от обязательств не убегаем, – подчеркнул Евгений Борисенков.
Для покрытия кассовых разрывов Dentro продает технику, вышедшую из лизинга, и возвращает ее в оборот через краткосрочный лизинг. По словам Борисенкова, Dentro уже ощущает положительную динамику в тарифах и загрузках. Собеседник «Логируса» сравнивает текущий этап со «Сталинградской битвой» – переломным моментом перед выходом из кризиса.
– Впереди еще много важных битв и операций, но перелом проходим именно сейчас, –резюмировал Евгений Борисенков.
По словам Александра Цыпина, основателя проекта «Стратегия дела», кассовые разрывы стали системной проблемой для всей транспортной отрасли. Особенно остро это проявляется во взаимоотношениях с крупными заказчиками, которые диктуют жесткие условия по отсрочкам платежей. Многие заказчики, особенно крупные, настаивают на отсрочке платежа за перевозки – 30, 60, а иногда и 90 дней, отмечает эксперт. Причем этот срок отсчитывается не с момента выполнения работ, а только после подписания всех документов, что может затянуться еще на месяц. В то же время поставщики топлива, запчастей и других необходимых ресурсов не спешат предоставлять перевозчикам рассрочку, что усугубляет ситуацию с ликвидностью, подчеркнул Александр Цыпин.
Текущая ключевая ставка делает эту проблему практически не зависящей от бизнес-модели компании. Кассовый разрыв способен парализовать операционную деятельность: предприятие может какое-то время существовать без прибыли, но отсутствие свободных средств быстро приводит к кризису, констатировал Александр Цыпин.
– Уверен, что собственники Dentro – опытные и преданные своему делу люди – смогут преодолеть трудности. Главное, чтобы дополнительные проблемы не создали налоговые органы, ведь печальные примеры такого развития событий уже есть, – подытожил Александр Цыпин.
По данным «Общественной потребительской инициативы», в сфере грузоперевозок число жалоб со стороны работников на нарушение их трудовых прав за первые пять месяцев 2025 года выросло на 20% год к году.
– Зарплата – не просто важная часть себестоимости перевозок, но и инструмент давления на работников. Если выплаты происходят в «сером» формате – в конвертах, без официального оформления, – работодатель получает почти полный контроль над водителем. Тот, в свою очередь, лишается возможности доказать реальный размер своего заработка даже в суде, – сообщил «Логирусу» Олег Павлов, председатель общественной организации «Общественная потребительская инициатива».
Напомним, по данным ATI.SU, с января по декабрь 2024 года автофрахт потерял в цене в среднем 8,2%. Причем основное падение ставки пришлось на II и, что совсем нетипично, IV кварталы. LR
Фото: © Антон Белицкий / Фотобанк Лори
Написать ответ