Как следует из недавнего сообщения Счетной палаты РФ, большая часть новых технологий используемых в дорожном строительстве на самом деле таковыми не являются.
Анализ механизмов внедрения новых технологий в дорожном строительстве, проведенный СП, показал, что «в период с 2018 по 2020 годы на федеральных трассах было применено 264 технологии и материала, отнесенных к новым. При этом 168 технологий и материалов (63,6 %) по факту не являются новыми» (из сообщения пресс-службы СП).
Эксперты СП также пришли к выводу, что исследования, проводимые в дорожной отрасли «носят разобщенный характер». И одна из причин этого – отсутствие основ, необходимых для последующего применения технологий и материалов. К проблемам, сложившимся в отрасли, по мнению специалистов, привело «во-первых, отсутствие органа, отвечающего за создание благоприятных условий для инновационного развития в дорожной отрасли, во-вторых, отсутствие утвержденного порядка разработки и внедрения новых технологий и материалов для дорожного хозяйства и в третьих — отсутствие мониторинга результатов применения новых технологий с последующей оценкой их эффективности».
К недочету также можно отнести и «незакрепленность» в законодательных документах таких ключевых понятий как «новые технологии», «новые технологические решения» и «новые материалы». Не обозначены и критерии отнесения технологий и материалов к новым.
Усугубляет сложившуюся ситуацию, считают в СП, «недостаточный уровень научно-исследовательских работ и отсутствие официальных испытательных полигонов».
— В настоящее время Росавтодор и Госкомпания разрабатывают планы НИОКР. При этом между организациями не установлены разграничения или согласования в указанной сфере. В период с 2014 по 2020 год фундаментальные и поисковые исследования, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы в целях создания новых технологий и материалов не осуществлялись. Указанные средства направлены исключительно на разработку ГОСТов, методических и аналитических документов», — сообщил на Коллегии аудитор СП Валерий Богомолов.
Что касается, например, тех же «методических документов» , то разработка только одного такого «документа» обходится казне в 10,3 млн. рублей. К тому же, как выяснилось, они не всегда применяются.
Обратили в СП внимание и на то, что запущенный в эксплуатацию в прошлом году в рамках нацпроекта «Безопасные качественные автомобильные дороги» Реестр новых и наилучших технологий для осуществления дорожной деятельности, по сути, не работает. В нем зарегистрировано больше трехсот технологий, но структура и наполнение данного документа не соответствует порядку его формирования и ведения.
— В Реестре не представлены технологии устройства дорожной одежды из традиционных асфальтобетонов и технологии по использованию отходов промышленного производства, а также цементно-бетонные технологии. Более 97% технологий и материалов, включенных в Реестр, не прошли необходимые экспертные согласования, — отметил Богомолов.
Из перечисленного выше очевидно, что в настоящее время является помехой для внедрения и использования по-настоящему новых технологий и материалов при строительстве, реконструкции и ремонте дорог.
Рекомендации по исправлению сложившейся неблагоприятной ситуации в сфере дорожных технологий СП направила в Минтранс. И по поступившей последней информации в Минтрансе, Росавтодоре и «Автодоре» с выводами и рекомендациями Счетной палаты согласились. А будут ли в ведомствах после «согласия» приняты какие-то действенные меры станет ясно в ближайшее время из последующих заявлений аудиторов СП.
Написать ответ