В сегменте дальнемагистральных автомобильных грузоперевозок отмечается значительный рост ставок, и, по прогнозам экспертов, продолжится он и в следующем году.
Причин для повышения ставок на дальнемагистральные грузоперевозки в современной России более чем достаточно. Но, пожалуй, наиболее резкое их повышение произошло в уходящем 2021 году — они выросли в среднем на двадцать процентов.
Так, по выкладкам экспертов «Биржи грузоперевозок ATI.SU», «в среднем ставки на магистральные грузоперевозки к 1 декабря 2021 года повысились за 12 месяцев на 22,8%. Перевозки из Москвы в Санкт-Петербург за тот же период подорожали на 32,8%. При этом на целом ряде направлений рост превысил 40%. Например, ставки перевозки из Перми в Москву выросли за год на 47,5%».
Но самое «крутое» повышение было отмечено в перевозках с Дальнего Востока: «к концу ноября перевозки из Амурской области за год в среднем выросли на 154%, из Забайкальского края — на 114%, из Приморского края — на 97%, а из Хабаровского края — на 71%».
В экспертном сообществе рост ставок на грузоперевозки не в последнюю очередь связывают с произошедшим «переформатированием» в этой сфере.
— Если говорить о причинах роста ставок, то в этом году главным драйвером их роста становится именно бурное развитие онлайн-торговли, ускорившееся из-за пандемии. Сложившаяся ситуация одновременно и подстегивает спрос, и сокращает предложение, поскольку водители переходят на городскую доставку. И это касается не только России, но и всего мира, — отметил директор «Биржи грузоперевозок ATI.SU» Святослав Вильде.
Повышение ставок на дальнемагистральные грузоперевозки эксперты связывают и с так называемыми системными (ключевыми) факторами роста цен в этом сегменте авторынка.
Например, одной из самых острых проблем сегодня, и, добавим, общемировой, остается весьма ощутимая нехватка водителей-дальнобойщиков.
И хотя среди наиболее пострадавших от дефицита водителей в секторе грузоперевозок чаще упоминаются Великобритания и страны материковой Европы, в Международном союзе автотранспорта (IRU) отмечают, что нехватка профессиональных водителей для большегрузов наиболее остро (превышает 20%) ощущается в Евразии.
А так как эта проблема общемировая, то затронула она, понятное дело, и Россию. Причем, довольно серьезно. И одним из подтверждений сего факта может быть такой пример: по данным HeadHunter, в 2019 году в Татарстане было размещено 5900 вакансий водителей, а в 2021 году потребность в дальнобойщиках практически удвоилась – заявлено было уже 10900 вакансий.
И, что было вполне ожидаемо, нехватка кадров привела к почти двукратному росту заработной платы.
К дефициту водителей добавился дефицит транспорта. И рост (на 15-18%) цен на новые грузовики – это только одна сторона проблемы: значительно увеличилось время ожидания заказов техники у автодилеров. Если сравнительно недавно оно не превышало полугода, то в 2021 году сроки ожидания заказа выросли до 12-18 месяцев. И ситуация со «сроками ожидания», по мнению большинства экспертов, сохранится и в новом году.
Весьма ощутимый «вклад» в рост ставок вносит повышение цен на топливо и автокомпоненты. Подорожание последних в этом году составило в среднем двадцать процентов.
Однако, по мнению некоторых экспертов, повышение ставок в тех же дальнемагистральных грузоперевозках в ближайшей перспективе будет более щадящим.
— Ключевые факторы, которые определяют ценовую динамику на рынке, носят долгосрочный характер. Тем не менее, по нашим оценкам, основной потенциал роста ставок на рынке дальнемагистральных перевозок автотранспортом был реализован в 2021 году. В ближайшие год-два ставки продолжат расти, но уже умеренными темпами, на несколько процентов в год, — заявил генеральный директор ГК ОБОЗ Максим Колчин.
К «ключевым» можно, конечно, добавить еще ряд факторов, но и без этого очевидно, что рынок автомобильных грузоперевозок изменился, причем, изменился кардинально.
Поэтому специалисты рекомендуют поменять прежние установки. Например, стоит сменить закупочную систему: она должна быть более гибкой, в частности, тендерные закупки следует проводить два-три раза в год, что даст возможность отслеживать конъюнктуру рынка и учитывать сезонные колебания цен.
Больше внимания, на их взгляд, следует уделять работе с небольшими транспортными компаниями – сегодня они составляют до восьмидесяти процентов рынка. Использование платформ-агрегаторов, цифровых или классических экспедиторских сервисов может оказаться оптимальным вариантом в привлечении к сотрудничеству владельцев небольших (3-5 фур) парков.
Написать ответ