Цифровая экосистема Росавтодора научится предсказывать дорожные проблемы
В основе стратегии – пять ключевых направлений: от управления опорной сетью до ИТС и придорожного сервиса. Полный переход на «живые» данные и цифровые контракты планируется в ближайшие три года

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) формирует единую цифровую экосистему на базе существующей Федеральной государственной информационной системы контроля дорожных фондов (СКДФ). Стратегию развития экосистемы, включающую пять ключевых направлений и внедрение искусственного интеллекта, представил заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Антон Журавлев на форуме «Транспортная неделя – 2025».
По словам эксперта, центральная платформа должна обеспечить снижение человеческого фактора, повышение эффективности и прозрачности процессов в дорожной отрасли. СКДФ выбрана как основа экосистемы, поскольку ее работа закреплена законодательно и обеспечена нормативно-регулирующими документами, что гарантирует ее устойчивость. Журавлев подчеркнул, что новая система будет взаимодействовать с другими разработками Минтранса, в том числе с такими как создаваемая Национальная транспортно-логистическая платформа.
В целевой модели развития СКДФ Росавтодор выделяет пять стратегических направлений. Первое – управление шестилетним планом объектов капитального строительства, включая ключевые стройки и реконструкции на дорогах федерального и регионального значения. Второе – интеграция с национальным проектом «Инфраструктура для жизни», что позволит контролировать полный жизненный цикл объектов: от строительства и капремонта до содержания. Особое внимание уделяется приведению в нормативное состояние дорог в опорных населенных пунктах.
Третье направление – создание в составе СКДФ модуля управления опорной сетью автомобильных дорог. Эта система будет обеспечивать связанность и доступность дорожной сети для пользователей, независимо от ее принадлежности. Четвертый блок связан с развитием интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Журавлев отметил, что сегодня ИТС развиваются локально, а новая платформа должна управлять пропускной способностью на всей опорной сети. Пятое направление – цифровизация управления объектами придорожной инфраструктуры, включая земельно-имущественные отношения и развитие сервиса.
Пользователями платформы являются граждане, органы власти субъектов РФ, Федеральное дорожное агентство, Росавтодор, Минтранс и контрольно-надзорные органы, которые уже используют СКДФ как инструмент для снижения административных издержек.
Все процессы в экосистеме выстраиваются вокруг жизненного цикла автомобильной дороги, который делится на два этапа: создание объекта (проектирование и строительство) и эксплуатация (содержание, капремонт, ремонт и диагностика). Ключевой задачей на этапе проектирования и строительства становится внедрение технологии информационного моделирования (ТИМ). Журавлев констатировал, что вопрос импортозамещения для создания цифровых моделей в основном решен, однако остается пробел в программных средствах для работы с мостами и искусственными сооружениями.
Для безбумажного взаимодействия между всеми участниками – от заказчика и подрядчика до строительного контроля и Главгосэкспертизы – необходимо создание среды общих данных. Это позволит перейти от работы со сканированными PDF-документами к управлению «живыми» атрибутивными данными. В перспективе это откроет путь к цифровому типовому госконтракту, цифровому проекту производства работ и анализу проектной документации с помощью искусственного интеллекта.
Отдельный потенциал Журавлев видит в роботизации производственных процессов, включая применение беспилотной техники и дронов для диагностики искусственных сооружений и анализа работ по содержанию дорог. Еще одним ресурсом для отрасли станут результаты космической деятельности, в частности, данные дистанционного зондирования Земли для мониторинга строительства, содержания и безопасности дорожного движения.
Что касается искусственного интеллекта, то в Росавтодоре рассматривают его не как универсальное решение, а как инструмент, который должен быть встроен в различные аспекты дорожной деятельности. Эксперт выделил четыре основных направления применения ИИ: анализ видеопотока для выявления дефектов полотна и инфраструктуры, а также для управления трафиком; анализ текстов для создания документов и проверки проектной документации; использование голосовых помощников; предиктивная аналитика для прогноза состояния дорог и мостов. Конкретными задачами для ИИ станут выявление нарушителей, в том числе со скрытыми номерными знаками, и оценка уровня безопасности дорожного движения.
Напомним, Счетная палата Российской Федерации выявила масштабные нарушения и неэффективное расходование средств федерального бюджета, выделенных на приведение автомобильных дорог в нормативное состояние. Ревизия деятельности государственных заказчиков в Нижегородской и Тамбовской областях, а также в Республике Саха (Якутия) за период с 2021 по 2024 годы показала системные сбои в реализации госконтрактов на строительство и капитальный ремонт трасс федерального и регионального значения. Общая сумма финансовых нарушений достигла 7,1 млрд рублей. В ходе самой проверки часть недостатков удалось устранить, и в бюджет вернули 794,3 млн рублей. LR








 20.11.2025
 



Написать ответ