Цифровая экосистема Росавтодора научится предсказывать дорожные проблемы

В основе стратегии – пять ключевых направлений: от управления опорной сетью до ИТС и придорожного сервиса. Полный переход на «живые» данные и цифровые контракты планируется в ближайшие три года

Цифровая экосистема Росавтодора научится предсказывать дорожные проблемы

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) формирует единую цифровую экосистему на базе существующей Федеральной государственной информационной системы контроля дорожных фондов (СКДФ). Стратегию развития экосистемы, включающую пять ключевых направлений и внедрение искусственного интеллекта, представил заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Антон Журавлев на форуме «Транспортная неделя – 2025».

По словам эксперта, центральная платформа должна обеспечить снижение человеческого фактора, повышение эффективности и прозрачности процессов в дорожной отрасли. СКДФ выбрана как основа экосистемы, поскольку ее работа закреплена законодательно и обеспечена нормативно-регулирующими документами, что гарантирует ее устойчивость. Журавлев подчеркнул, что новая система будет взаимодействовать с другими разработками Минтранса, в том числе с такими как создаваемая Национальная транспортно-логистическая платформа.

В целевой модели развития СКДФ Росавтодор выделяет пять стратегических направлений. Первое – управление шестилетним планом объектов капитального строительства, включая ключевые стройки и реконструкции на дорогах федерального и регионального значения. Второе – интеграция с национальным проектом «Инфраструктура для жизни», что позволит контролировать полный жизненный цикл объектов: от строительства и капремонта до содержания. Особое внимание уделяется приведению в нормативное состояние дорог в опорных населенных пунктах.

Третье направление – создание в составе СКДФ модуля управления опорной сетью автомобильных дорог. Эта система будет обеспечивать связанность и доступность дорожной сети для пользователей, независимо от ее принадлежности. Четвертый блок связан с развитием интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Журавлев отметил, что сегодня ИТС развиваются локально, а новая платформа должна управлять пропускной способностью на всей опорной сети. Пятое направление – цифровизация управления объектами придорожной инфраструктуры, включая земельно-имущественные отношения и развитие сервиса.

Пользователями платформы являются граждане, органы власти субъектов РФ, Федеральное дорожное агентство, Росавтодор, Минтранс и контрольно-надзорные органы, которые уже используют СКДФ как инструмент для снижения административных издержек.

Все процессы в экосистеме выстраиваются вокруг жизненного цикла автомобильной дороги, который делится на два этапа: создание объекта (проектирование и строительство) и эксплуатация (содержание, капремонт, ремонт и диагностика). Ключевой задачей на этапе проектирования и строительства становится внедрение технологии информационного моделирования (ТИМ). Журавлев констатировал, что вопрос импортозамещения для создания цифровых моделей в основном решен, однако остается пробел в программных средствах для работы с мостами и искусственными сооружениями.

Для безбумажного взаимодействия между всеми участниками – от заказчика и подрядчика до строительного контроля и Главгосэкспертизы – необходимо создание среды общих данных. Это позволит перейти от работы со сканированными PDF-документами к управлению «живыми» атрибутивными данными. В перспективе это откроет путь к цифровому типовому госконтракту, цифровому проекту производства работ и анализу проектной документации с помощью искусственного интеллекта.

Отдельный потенциал Журавлев видит в роботизации производственных процессов, включая применение беспилотной техники и дронов для диагностики искусственных сооружений и анализа работ по содержанию дорог. Еще одним ресурсом для отрасли станут результаты космической деятельности, в частности, данные дистанционного зондирования Земли для мониторинга строительства, содержания и безопасности дорожного движения.

Что касается искусственного интеллекта, то в Росавтодоре рассматривают его не как универсальное решение, а как инструмент, который должен быть встроен в различные аспекты дорожной деятельности. Эксперт выделил четыре основных направления применения ИИ: анализ видеопотока для выявления дефектов полотна и инфраструктуры, а также для управления трафиком; анализ текстов для создания документов и проверки проектной документации; использование голосовых помощников; предиктивная аналитика для прогноза состояния дорог и мостов. Конкретными задачами для ИИ станут выявление нарушителей, в том числе со скрытыми номерными знаками, и оценка уровня безопасности дорожного движения.

Напомним, Счетная палата Российской Федерации выявила масштабные нарушения и неэффективное расходование средств федерального бюджета, выделенных на приведение автомобильных дорог в нормативное состояние. Ревизия деятельности государственных заказчиков в Нижегородской и Тамбовской областях, а также в Республике Саха (Якутия) за период с 2021 по 2024 годы показала системные сбои в реализации госконтрактов на строительство и капитальный ремонт трасс федерального и регионального значения. Общая сумма финансовых нарушений достигла 7,1 млрд рублей. В ходе самой проверки часть недостатков удалось устранить, и в бюджет вернули 794,3 млн рублей. LR

Источник

Написать ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>