Чекунков считает, что развитие Севморпути принесет России триллионы долларов

Чекунков считает, что развитие Севморпути принесет России триллионы долларов - Новости таможни

Реализация плана развития Северного морского пути (СМП), который рассчитан до 2035 года и предусматривает вложения в 1,8 трлн рублей, обеспечит в условиях санкций экспортное благополучие России на десятилетия вперед.

Таким мнением поделился на XII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» в Санкт-Петербурге министр по развитию Дальнего Востока и Арктики РФ Алексей Чекунков.

«Это план по обеспечению вывоза и экспорта той продукции, нужной мировому рынку, которую РФ произведет в ближайшие десятилетия, и которая исчисляется триллионами долларов. То есть, это план обеспечения благополучия России на десятилетия вперед», — сообщил Чекунков, добавив, что в план включены конкретные проекты, которые обеспечивают загрузку пути. Среди них проекты по производству сжиженного природного газа и нефтедобычи в Арктике. «Что важно — взаимные обязательства. Мы заключили обязывающие соглашения, где четко прописано, когда и какую грузовую базу даст бизнес, какие мощности по ледокольной проводке и сопровождению должен обеспечить «Росатом», какие государственные инвестиции должны обеспечить все органы исполнительной власти», — добавил Чекунков.

Глава министерства отметил, что реализация плана предусматривает создание портовой и железнодорожной инфраструктуры, для доставки грузов до СМП. По его словам, сейчас наблюдается большая загруженность при перевозках по транссибирской железнодорожной магистрали с запада на восток. Из-за чего, по его оценкам, объем неисполненных заявок по грузоперевозкам составляет порядка 100 млн тонн грузов в год. «Возможность вытащить эти грузы на север, на северо-запад и потом пойти по СМП, коль скоро Севморпуть дает дополнительные 100 млн тонн, и 200 млн тонн пропускной способности к 2030 году, это может стать альтернативой», — рассказал Чекунков.

Согласно представленной презентации, в рамках плана развития Севморпути, предполагается строительство 12 и модернизация двух портовых терминалов, прокладка железнодорожного Северного широтного хода-1. Общий объем инвестиций из разных источников составит на эти цели 792 млрд рублей. По мнению зампреда госкомиссии по развитию Арктики — спецпредставителя Росатома Владимира Панова, у России сейчас есть очень хорошие компетенции в северном судоходстве. «Все это началось с прорывных решений компании «Норникель», которая первой в истории построила суда высокого арктического класса, и именно совмещение ледокольных мощностей и судов высокого арктического класса создали сегодняшнюю реальность с точки зрения логистики», — подчеркнул он.

Рост грузоперевозок

По словам Панова, рост российского грузоперевозок на этом направлении уже наблюдался в 2022 году благодаря реализации инвестиционных проектов в территориях Крайнего Севера. «Компания «Роснефть» в этом году завезет более 500 тыс. тонн, это только грузоснабжение для реализации на одном из ключевых проектов Арктической зоны — «Восток Ойл» (проект по нефтедобыче на севере Красноярского края — прим. ТАСС), корпорация AEON («Северная звезда») в этом году завезла не только грузы, но и осуществила три первые отгрузки (каменного угля с Сырадасайского месторождения на Таймыре), то есть проект уже начал реализовываться», — сообщил Панов.

Общий грузопоток по СМП по итогам года прогнозируют на уровне 34 млн тонн. «Я бы обратил внимание, что в этом году на 850 тыс. тонн произошло увеличение именно российского грузопотока, потому что, если рассматривать транзитный грузопоток, он был менее стабильным и менее предсказуемым. Развитие российского грузопотока продолжало расти», — подчеркнул Панов.

Он считает, что «следующими точками роста» для грузоперевозок по Севморпути могут стать перспективные кластеры по освоению полиметаллических руд в Арктической зоне РФ. «Вместе с Министерством Дальнего Востока мы сделали оценку макромодели до 2035 года, какой фактический вклад действующие и новые проекты могут внести в развитие страны. Индикативный объем по ВВП мы оцениваем в 31,5 трлн рублей, а поступление налогов всех уровней 13,2 трлн рублей. <…> То есть план (развития СМП), учитывая, что в нем есть отдельный важнейший раздел развитие грузовой базы, может стать таким мастер-планом по развитию Арктики», — резюмировал Панов.

О Севморпути

Северный морской путь — кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Протяженность пути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5,6 тыс. км. При этом он полностью расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне России, что особенно важно в условиях внешнего санкционного давления, когда нарушаются логистические цепочки поставок продукции.

XII Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» проходит в Петербурге с 8 по 9 декабря. Организатором форума выступает межрегиональная общественная организация «Ассоциация полярников» при поддержке и участии Совета Федерации, Госдумы, Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, МИД России, других профильных министерств и ведомств. Генеральный партнер форума — ПАО «ГМК «Норильский никель», ТАСС выступает генеральным информационным партнером мероприятия.

Написать ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>