Битва за грузового гиганта: экс топ-менеджер Red Wings штурмует «Волга-Днепр»

По неофициальным данным, стороны уже подписали предварительное соглашение

Битва за грузового гиганта: экс топ-менеджер Red Wings штурмует «Волга-Днепр»

Бывший генеральный директор аэропорта Жуковский и авиакомпании Red Wings Евгений Солодилин намерен приобрести всю грузовую группу «Волга-Днепр», стало известно «Коммерсанту». Ранее, в августе, владельцы компании предлагали государству безвозмездно передать активы, однако, по данным издания, получили отказ со стороны Минтранса. Потенциальный покупатель планирует вернуть девять самолетов Boeing лизингодателям, подготовить к эксплуатации оставшиеся иностранные воздушные суда, а также вернуть в Россию арестованные за рубежом борта.

Сообщается, что ООО «Евраз Авиа Сервис» («ЕАС Групп»), связанное с Евгением Солодилиным, ведет переговоры о покупке ранее крупнейшей грузовой группы «Волга-Днепр». По информации источников, стороны уже подписали предварительное соглашение, в рамках которого покупателю должны перейти все три авиакомпании группы – «Волга-Днепр», «Атран» и AirBridgeCargo (АВС), – а также сервисные предприятия «Волга-Днепр Техникс» и «Волга-Днепр Инжиниринг». В «ЕАС Групп» подтвердили планы по приобретению, не раскрывая при этом финансовых деталей сделки.

До 2022 года группа «Волга-Днепр» входила в число крупнейших мировых операторов по перевозке сверхтяжелых и негабаритных грузов. Однако в 2022–2024 годах она попала под санкции Канады, Евросоюза, Великобритании и США, что привело к остановке эксплуатации иностранных воздушных судов. В настоящее время в летной годности у группы остаются только 3 из 11 самолетов Ан-124 (четыре арестованы за рубежом), а также 5 Ил-76. У «Антрана» до санкций в парке насчитывалось 9 Boeing, но сейчас летают лишь 2 Ан-12. У AirBridgeCargo на хранении находятся 14 Boeing.

В августе основатель «Волга-Днепра» Алексей Исайкин сообщил коллективу о возможной передаче грузовой группы государству, а затем руководство компании направило официальное предложение правительству. По некоторым данным, эти шаги были направлены на спасение убыточной компании от банкротства. Однако 11 сентября Минтранс уведомил «Волга-Днепр» о нецелесообразности передачи активов в государственную собственность, указав, что такое вхождение в капитал противоречит антисанкционной модели развития холдинга. Ни Минтранс, ни в компании не прокомментировали эту информацию.

По данным источников «Ъ», международные связи и опыт Евгения Солодилина в области зарубежного партнерства могут сыграть ключевую роль в решении проблем грузовой группы «Волга-Днепр», включая освобождение арестованных за рубежом воздушных судов и урегулирование статуса простаивающих в России Boeing. Ранее Солодилин успешно сотрудничал с литовской ASG в развитии аэропорта Жуковский, а также привлек азербайджанский холдинг SilkWay к созданию грузовой авиакомпании Sky Gates, которая позднее вошла в состав Red Wings. Кроме того, развитие грузового терминала «ЖИА Карго» осуществлялось совместно с оператором аэропорта Мюнхена.

В первоочередных планах покупателя – получение разрешения правительства на вывоз девяти Boeing 747-8 для возврата лизингодателям. Источники полагают, что, несмотря на неудачу с возвратом пассажирских Airbus в Red Wings, шансы на успех с грузовыми самолетами значительно выше из-за высокого мирового спроса и отсутствия в России рынка для таких воздушных судов. Также отмечается, что группа намерена добиваться возврата арестованного в Кельне Boeing 737-800 и трех Ан-124 с запчастями в Лейпциге. Остальные Boeing планируется выкупить у иностранных собственников и вернуть в эксплуатацию, параллельно интегрируя в парк российские Ил-96–400, Ту-204 и Ту-214.

В «ЕАС Групп» уверены, что международный опыт управления позволит вывести компанию на новый уровень. Несмотря на сомнения рынка в целесообразности покупки убыточной группы, у покупателя имеется план реструктуризации долга в $500 млн. Оценочная стоимость активов «Волга-Днепр» составляет 25 млрд рублей, а самолетов AirBridgeCargo – $400-500 млн. При этом привлечение государственных средств не планируется – компания намерена зарабатывать на перевозках грузов из Китая, где доля российских перевозчиков сократилась с 40% до 7% с 2022 года. Важным условием сделки является сохранение 1,5 тысячи рабочих мест без сокращений.

Эксперты, однако, указывают на сложности: отсутствие в России рынка для Boeing 747, необходимость сложного технического обслуживания простаивающих самолетов (невозможного в текущих условиях), а также общую сложность возврата и ввода в эксплуатацию иностранных воздушных судов.

По словам главы «Авиапорта» Олега Пантелеева, длительный простой самолетов представляет собой финансовую катастрофу для любой авиакомпании, поэтому возвращение части флота к полетам или его законным владельцам является важнейшим элементом стратегии восстановления устойчивости бизнеса. Однако группе предстоит также определиться с будущей бизнес-моделью грузоперевозок. Как отмечает эксперт, особенность прежней глобальной модели AirBridgeCargo заключалась в оптимальном использовании парка за счет построения кругосветных маршрутов, опиравшихся на международные продажи и обширные коммерческие права. В текущих условиях, когда акцент сместился на массовый импорт потребительских товаров в РФ, возникает вопрос о том, как эффективно использовать самолеты при односторонней загрузке.

В 2022 году была сформирована схема, согласно которой грузы из Китая доставлялись в приграничные аэропорты России самолетами с российской регистрацией, а далее по стране товары перемещались в основном бортами с двойной регистрацией. Эта схема оказывается дороже, чем доставка грузов на широкофюзеляжных самолетах китайских авиакомпаний, выполняющих пассажирские рейсы. После введения безвизового режима с Китаем количество таких рейсов может увеличиться, что приведет к росту объемов грузов, перевозимых вместе с пассажирами, и еще больше усложнит конкуренцию с китайскими перевозчиками. В то же время, как подчеркивает Пантелеев, AirBridgeCargo обладает привлекательным набором коммерческих допусков, и если компании удастся эффективно загружать воздушные суда на всех этапах перелетов, это может сделать ее экономическую модель более жизнеспособной. Что касается обеспечения загрузки Boeing 737–800 на внутренних направлениях, то эксперт не видит в этом проблем – при имеющейся численности парка это не составит труда.

Напомним, ранее основатель авиакомпании «Волга-Днепр» Алексей Исайкин заявлял о возможной скорой передаче грузового авиаперевозчика государству. LR

Источник

Написать ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>