В известном фильме «Человек с бульвара Капуцинов» в ковбойской песенке про прерию есть такие слова: «Далека дорога твоя, далека, дика и пустынна. Эта даль и глушь не для слабых душ…»
Автоперевозчики недавно сетовали, что рынок у них дик и пустынен. Маловато государственного регулирования, чем и пользуются недобросовестные игроки. Легкий вход на рынок заставляет сквозь пальцы смотреть на нарушения правил перевозок. Груз везут с перевесом, используют упрощенные схемы крепления, пренебрегают техосмотрами подвижного состава и контролем за режимом труда и отдыха водителей. Получается недобросовестная конкуренция и ценовой демпинг в ущерб обеспечению безопасности движения.
В Минтрансе, похоже, по весне стали отходить от законодательной спячки. И взялись за улучшение процедур. Часть инициатив можно только приветствовать. В скором времени в РФ могут легализовать страхование ответственности – соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму. Он должен закрепить право автоперевозчиков и экспедиторов страховать свою ответственность в рамках договоров о доставке грузов. Для этого предположены изменения в федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» и «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что страховые компании с помощью разных уловок стремятся не выполнять свои обязательства по покрытию ущерба автоперевозчикам. Иными словами, когда речь о выплатах в случае повреждения или утраты грузов, выставления штрафов со стороны заказчиков за нарушение сроков доставки или подачи транспортного средства. А суды нередко потворствуют подобной практике, признавая договоры страхования ответственности перевозчиков и экспедиторов недействительными. Один из поводов к этому, например, возникновение ситуации, не предусмотренной договором. Законов, регламентирующих ответственность автоперевозчиков и экспедиторов, в России нет. Отсюда и проблемы.
Никто не возражает и против законодательных инициатив, направленных на усиление контроля за автоперевозками.
Тема ответственности перевозчика и внедрения разрешительной системы для коммерческих автоперевозок с каждым днем набирает обороты.
Если на железнодорожном транспорте за небезопасное крепление груза отвечает его отправитель, то на автомобильном вина ложится на автоперевозчика. Принял груз – несешь за него полную ответственность. Такого понятия как технические условия крепления и размещения на автотранспорте нет. Есть только общие правила и рекомендации.
При работе в сером сегменте рынка подобная ситуация не смущала автоперевозчиков: он мог наобещать клиенту что угодно, а при возникновении ущерба свыше 5–6 млн руб. собственник подвижного состава растворялся и оставлял клиента с носом. Однако при работе по правилам уйти от ответственности становится сложнее. И рынок вынужден заботиться о создании эффективного правового поля.
В странах ЕС, например, приняты директивы, в рамках которых приняты законы о грузовых автоперевозках. Аналог подобного документа хотят принять и в РФ.
Смысл в том, чтобы уточнить регламент работы перевозчиков и усложнить выход рисковым компаниям.
Однако нет бочки меда без ложки дегтя. Если уж проявлять инициативу – так по полной программе. Так сказать, уж если ехать – так быстро. Вместе с полезными мыслями выплескивается целый ряд инициатив, от которых хоть стой, хоть падай. В общем, точно – быстро помрешь.
Например, водителей грузовиков хотят заставят пройти переобучение за свой счет. Это потребуется, если по замыслу Минтранса водителей разделят на любителей и профессионалов. На этот счет появились поправки к закону «О безопасности дорожного движения». По сути же, речь идет о масштабной реформе системы обучения водителей.
Первым станет легче получить права на управление легковым автомобилем – из учебной программы исключат некоторые разделы, посвященные перевозкам грузов и пассажиров. А вот водителям коммерческого транспорта придется пройти дополнительное обучение, которое, естественно, будет платным. Порядок такого обучения весьма туманный, что может просто остановить коммерческие грузоперевозки.
Ведь для принятия поправок понадобятся серьезные изменения в законодательстве. Обучение в автошколе перестанет считаться образовательным процессом: его выведут из-под действия закона об образовании. Учащиеся автошкол продолжат сдавать экзамены в ГИБДД и получать водительские удостоверения различных категорий, но при этом будут оставаться любителями, не имеющими права работать по найму.
Если законопроект будет принят в текущем виде, всех водителей большегрузов обяжут пройти курсы повышения квалификации.
Подобные идеи грозят зарегулировать рынок. И, как говорят специалисты, принесут обратный эффект: излишняя опека над автоперевозчиками снова подтолкнет из работать в серой зоне. Потому что в белой станет невозможно играть по правилам.
Законодательные инициативы и инструменты контроля, возникающие спонтанно, не дают возможности участникам рынка к ним адаптироваться. В основе любого устойчивого бизнеса лежит все-таки предсказуемость и долгосрочное планирование. Так работают добросовестные игроки, которые стремятся соблюдать требования законодательства.
Чиновники, конечно, исходят из благих намерений. Но от шоковых сценариев может пострадать вся товаропроводящая цепочка. Регулирование рынка должно осуществляться все-таки в разумных пределах, а не механически. В противном случае это не будет способствовать обелению рынка, а только усилит серых игроков – они-то первыми найдут способы обойти требования закона.
Управление транспортом в условиях рынка должно быть подчинено рыночным приоритетам. В противном случае специалисты уже предсказывают возможные последствия реформ: есть риск столкнуться с существенным сокращением количества перевозчиков и снижением уровня конкуренции на рынке автоперевозок. Вряд ли этому обрадуются клиенты.
Написать ответ