Августовский парадокс: рост издержек вытесняет перевозки в «спот», зато растут заказы
Доля компаний, сообщивших об увеличении издержек, подскочила с 21% до 28%, а доля тех, кому удалось их снизить, рухнула с 15% до 4%
Индекс грузовиков, определяющий деловую активность автотранспортных предприятий, в августе 2025 года продолжил рост, достигнув отметки в 54,7 пункта против 52,6 пункта в июле. Это значение уже четвертый месяц подряд превышает ключевую отметку в 50 пунктов, что свидетельствует о стабилизации и умеренном оживлении деловой конъюнктуры, отмечается в ежемесячном аналитическом отчете КАМАЗ «Индекс грузовиков».
Рост индекса обусловлен оживлением активности в ключевых для перевозчиков отраслях: строительстве, лесной промышленности, сельском хозяйстве и сегменте коммерческих перевозок. При этом в торговле, коммунальном и дорожном хозяйстве, нефтегазовой отрасли и промышленности была зафиксирована противоположная динамика.
Внутренняя структура индекса демонстрирует осторожный оптимизм. Объем новых заказов продолжил увеличиваться: доля компаний, отметивших их рост, составила 31% против 28% в июле, а доля тех, кто столкнулся со снижением, сократилась с 19% до 14%. При этом большинство игроков, 55%, сообщили, что объем заказов остался неизменным. Основная масса перевозчиков, 59%, также не отметили изменений в уровне общей деловой активности.
Финансовая составляющая бизнеса продолжает оставаться под давлением. Затраты значительно выросли: доля компаний, сообщивших об увеличении издержек, подскочила с 21% до 28%. Одновременно доля тех, кому удалось их снизить, рухнула с 15% до 4%. Большинство перевозчиков, 67%, отметили, что их затраты остались на прежнем уровне. В этих условиях тарифная политика демонстрирует стабильность: 72% компаний оставили цены на перевозки без изменений. Доля перевозчиков, повысивших тарифы, незначительно снизилась с 23% до 22%.
Рост операционных расходов создает напряженность для исполнения долгосрочных контрактов. Ряд транспортных компаний отмечает, что возросшие издержки не позволяют перевозчикам продолжать работу по старым соглашениям. Это приводит к увеличению количества заявок на спотовом рынке, где ставки формируются по текущим рыночным условиям. Динамика отраслевых индексов подтверждает этот тренд: если сводный индекс тарифов (АТИ) продолжает уверенный рост, то индекс предложения грузов и транспорта (Атракс) остался на уровне июля, что указывает на восстановление баланса спроса и предложения.
Кадровая и инвестиционная политика компаний отражает растущие ожидания. Почти половина респондентов, 49%, планирует набор персонала, тогда как в июле таких было 36%. Количество компаний, планирующих сокращения, сократилось вдвое – с 8% до 4%. Наиболее ярко оптимизм проявился в инвестиционных планах: доля перевозчиков, намеренных приобрести новые грузовики в ближайшие три месяца, удвоилась – с 11% в июле до 21% в августе. Большинство, 63%, планируют закупки в режиме «как обычно», однако доля тех, кто ухудшил свои планы по приобретению техники, осталась практически без изменений – 16% против 15% месяцем ранее.
Напомним, «Индекс грузовиков» в июле 2025 года достиг 52,6 пункта, продолжив восходящую динамику после 51,8 пункта в июне. Этот показатель третий месяц подряд остается выше 50 пунктов, что указывает на стабилизацию деловой конъюнктуры в отрасли. LR
Написать ответ