Порт в огне: взрыв в Бендер-Аббасе парализовал 90% контейнерного грузопотока
Число погибших достигло 46, еще более 1 200 человек ранены
Крупнейший иранский порт Шахид-Раджаи в Бендер-Аббасе, обеспечивающий 85-90% контейнерных перевозок страны, полностью остановил операции после мощного взрыва 26 апреля.
По данным агентства Mehr, число погибших достигло 46, еще более 1 200 человек ранены. Ущерб инфраструктуре привел к приостановке импорта и экспорта, включая критически важные для экономики нефтяные грузы.
Инцидент произошел в стратегическом хабе, обрабатывающем 80 млн тонн грузов ежегодно. По информации Reuters, пожар потушен на 90% работа частично возобновилась в незатронутых зонах, однако 80% территории, по данным Mehr, все еще требуют контроля из-за сильного ветра, провоцирующего повторные возгорания. Взрывная волна повредила здания, автомобили и инфраструктуру порта, что, по оценкам экспертов, может замедлить восстановление операционной деятельности на недели.
В связи с последствиями взрыва президент России Владимир Путин выразил соболезнования верховному лидеру Ирана Али Хаменеи и президенту страны Масуду Пезешкиану. Он поручил направить несколько бортов МЧС для помощи в тушении пожара. Как заявил министр МЧС России Александр Куренков, на место взрыва будут отправлены Бе-200ЧС и Ил-76.
Причины катастрофы остаются спорными. Tasnim сообщило о взрыве топливного резервуара, но Национальная иранская нефтяная компания опровергла связь инцидента с нефтяной инфраструктурой.
The New York Times, ссылаясь на источник в Корпусе стражей исламской революции, заявила о детонации перхлората натрия — компонента ракетного топлива. Иранское Минобороны отрицает эту версию, подчеркнув отсутствие военных грузов в зоне ЧП.
Однако Financial Times и британская компания Ambrey подтвердили поставки в порт более 1000 тонн перхлората натрия в январе-марте, что, по оценкам, достаточно для производства топлива для 260 ракет.
По одной из версий, которую озвучил представитель иранской службы по чрезвычайным ситуациям, причиной взрыва стало ненадлежащее хранение химикатов в контейнерах.
Местные власти заявляют об отсутствии угрозы для нефтеперерабатывающих заводов и трубопроводов, но закрытие порта уже нарушило торговые потоки. Это создает риски для валютных поступлений Ирана, особенно на фоне санкционного давления.
Гендиректор Управления кризисами Хормозгана заявил, что к ликвидации последствий подключились нефтяные компании региона, предоставившие спецтехнику. Расследование продолжается, а окончательные выводы, как ожидается, будут представлены в ближайшие дни. В провинции объявлен трехдневный траур.
Напомним, в 2025 году Россия планирует нарастить системные контейнерные перевозки по коридору «река – море» через Каспий. Грузы будут проходить через порты Ростовской и Астраханской областей в иранскую гавань Бендер-Аббас и обратно. Коридор заменит маршрут по морскому пути через Суэцкий канал. LR
Фото: Iranian Presidency Office via AP
Написать ответ