Собрание международных перевозчиков в Калининграде прошло 21 октября при полном аншлаге. Высказать свою боль пришли представители практически всех малых транспортных предприятий, а их в области 243. Они представляют интересы 1500 работников.
Без вины виноватые
В ожидании встречи предприниматели обменивались наболевшим.
«Слишком длинный период ожидания брони, — сетует ИП Юлия Винтер. – Если удастся её поймать в 10 утра, то поездка будет только через 9 дней. Всегда возили из Беларуси в Калининград продукты питания. Делали по 1 – 2 рейса в неделю. Теперь система бронирования построена так, что я не могу спланировать следующий рейс, пока машина не пройдёт границу. Запоздание сейчас 2, 5 суток. Водитель стоит без зарплаты, мы без прибыли. Теряем контракты, которые нарабатывали 7 лет. Даже, когда с литовской стороны затора нет, есть с нашей. Один и тот же переход – непонятно почему.
Здесь много «мёртвых душ» — люди бронируются вперёд на любую дату, а затем начинают искать загрузку. Бывает, загрузки срываются или оплата не прошла, не все отменяют брони и они сгорают.
После встреч на границе в начале октября удалось убедить власти сделать на пункте пропуска половину «живой» очереди. Представитель Росграницы с этим согласился. Но они снова сделали талоны на дату и время. Поставили терминал в накопителе. Буквально через несколько дней талоны разобрали. Теперь перед границей очередь по терминальным талонам и по компьютерным. Есть ещё «скоропорт». И все между собой ругаются. Когда существует живая очередь, водители сами регулируют проезд каждой машины. Но появился шлагбаум, и многие начали объезжать его сбоку. Граница принимает всех, независимо – прошёл регистрацию или нет. Чем рискуют те, кто едет внаглую? Тем, что кто-нибудь выйдет и бросит камень. Когда были большие очереди перед переходом в Беларусь, случались столкновения, драки, и камни в лобовое стекло прилетали, и монтировку доставали. Что касается парома, я не смогла взять на него ни одну бронь. Они там разбираются непонятным образом в непонятное время. В итоге был парк 7 машин, осталось 2. Забирали 12 машин продовольствия в месяц минимум, теперь 2 не могу забрать. А это продукты, которых ждут жители!»
Руководитель «КД-ТрансЛогистик» Сергей Ушаков рассказал, что у него фура уже 2 суток стоит на границе. Везёт в Москву жир. На предприятии был парк из 15 машин, осталось 7. И будут продавать ещё.
«Водителей не найти. Людям надо кормить семьи, а один рейс за 9 дней погоды не сделает. Предприятие нерентабельно. На паромы сложно записаться. Мы оказались здесь в ловушке!», — констатирует предприниматель.
Сергей Восковщук (Авт.: бывший глава администрации Неманского района) был политиком, а сейчас вернулся в бизнес. У него 2 предприятия, возит в регион товары народного потребления.
«Таможенный пост в Краснознаменске закрыли литовцы, но Советск то мы закрыли сами! Поставили леса, и тишина. Почему-то на снос дома на таможне нашли 24 млн руб., неужели на ремонт арки (перед мостом Королевы Луизы) деньги не найти? А дополнительный переход разгрузил бы ситуацию», — говорит он.
Позже министр развития инфраструктуры области Евгения Кукушкина пояснила, что пункт в Советске не откроется даже для порожних машин. «Росавтодор» проводил исследования, в том числе подводные, езда по мосту небезопасна. Когда создавалась электронная очередь, велось строительство перехода «Дубки» на границе с Литвой, 46 полос хотели отдать под живую очередь, но он так и не открылся.
«Географическое расположение Калининградской области, по понятным причинам, повлияло на те проблемы, которые мы сейчас решаем. Калининградские международные перевозчики пострадали очень сильно. Основная масса работала на Европу. Минтранс о ваших проблемах знает. Хотим услышать из первых уст предложения, как их решать. Вам здесь виднее», — открыл дискуссию замдиректора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранспорта РФ Андрей Енин.
Проблематика, действительно, не сказать, что незнакомая. С августа 2022 года инициативная группа перевозчиков направила в федеральные ведомства более 50 обращений по калининградскому транзиту. Но, судя по всему, далеко не всё «наверху» услышали.
На этот раз перевозчики вынесли на обсуждение 4 вопроса: равноправный и справедливый доступ перевозчиков на паромную линию. Проблематика электронной очереди на МПП «Чернышевское». Меры поддержки международных перевозчиков области и допуск иностранных перевозчиков на рынок области.
Текущую ситуацию обрисовал гендиректор «ДФДС Логистик Восток» Игорь Хвесюк.
«С 1 июня действие российских сертификатов закончилось. Затраты на покупку европейских «зелёных карт» увеличились значительно. Если раньше мы платили примерно 56 тыс. руб. в год за автопоезд, литовцы нам предложили месячную страховку — 844 евро за тягач и 23 – за полуприцеп, и того — 867. На сегодня по курсу – более 90 тыс. руб. При этом эти сертификаты практически сгорают «в никуда». Проехать 170 км по Литве – это несколько часов. Остальное – ожидание в очередях, — рассказал он. — Было удивительно, когда наш губернатор, как он сказал, «двумя телефонными звонками» решил проблему стоимости полисов ОСАГО для польских перевозчиков. Мы предположили: если мы снижаем стоимость для поляков, могли бы и польские страховые компании снизить нам тарифы на аналогичные страховые продукты. Но, очевидно, там видят вопрос по-другому. Вторая проблема: у водителей заканчиваются «шенгены». Единственный способ получить упрощённый транзитный документ (УТД) – обращаться в консульские учреждения Литовской республики в Советске либо в Калининграде, где нас ставят в электронную очередь. Но взять бронь невозможно. Лично я 2 месяца был вынужден «катать» водителя по России, потому что не знал каким способом его вернуть домой. Чудом подвернулся рейс на паром. Два месяца не мог записать водителя на приём в литовское консульство. Мне посоветовали: мол, чего ты мечешься, обратись в туристические компании: тебя оформят. Так и было сделано… В чём ещё проблема получения УТД? Все знают, что по упрощённому транзитному документу нам даётся ровно сутки на законное пересечение Литовской республики. Да, на время нахождения в очередях литовцы пока закрывают глаза, но у нас перекрывается ещё один путь транзита через Латвийскую республику (Авт.: УТД на Латвию не распространяется). Тот поток, который шёл через Латвию напрямую на Калининград, перераспределяется на Каменный лог и литовский Шальчининкай. Нагрузка на белорусские пункты пропуска увеличивается. Проблемы будут усугубляться, потому что визы будут заканчиваться. Та продукция, которая ехала через территорию Латвии, к примеру, вино крепостью до 22-х градусов, пиво креплёное теперь будут ехать через Беларусь. По территории Беларуси с этим грузом нужен конвой. Соответственно, возрастают расходы. Почему не решить этот вопрос на правительственном уровне губернатору Алиханову с Александром Григорьевичем (Лукашенко)?».
Перевозчики изначально просили власти области снизить ставку транспортного налога либо отменить его вообще. По федеральным законом отмена не предусмотрена. Однако, поскольку это региональный налог, власти области имеют право, как снижать, так и повышать ставку. По налоговому кодексу, базовая ставка транспортного налога – 8, 5 руб. на грузовой автомобиль мощностью более 250 лошадиных сил. На сегодня в регионе – ставка 85 руб.
«Региональные власти, воспользовавшись своим правом, подняли ставку ровно в 10, 5 раз. Вместо снижения мы получили субсидирование, — продолжает Игорь Леонидович. — У кого областная «растаможка», смогли ими воспользоваться. По крайней мере, власти отчитались, что потратили на субсидии из резервного фонда 15 млн руб. У меня машины растаможены на Россию и фирма с иностранным капиталом – льготы не положены, хотя я пострадал точно также. Если бы правительство области снизило ставку транспортного налога, эта льгота распространилась бы на всех. Считаю, нужно менять этот порядок кардинально, потому что он нас разобщает».
На сегодня, по словам Игоря Хвесюка, в Брянской области транспортный налог составляет 60 руб., в Ивановской – 55, в Калужской – 50, в Смоленской – в зависимости от категории «евро»: 52, 39, 36, 31; в Дагестане в прошлом году было 50, в этом – 43. Горячие парни умеют отстаивать свои интересы. В Ингушетии – 20 руб., в Крыму – 40, в Чечне – 41, в Ростовской области – 55.
«Видимо, Калининградская область у нас богатая и живём лучше всех» — задаются вопросом региональные перевозчики.
Больная тема – паромное сообщение. В 2017 г. было принято Постановление правительства РФ – план развития безопасности Калининградской области, в котором предлагалось построить 3 парома. В итоге построили только 2. Многих интересует: где третий?
К системе бронирования мест на паром по-прежнему масса нареканий. Когда конкретно откроется бронь – неизвестно. Обозначен лишь день, но люди не могут сидеть за компьютером в ожидании, когда она «прилетит». Среди индивидуальных предпринимателей немало тех, кто сам находится за рулём. Человек может спать после рейса и пропустить запись. В итоге люди ищут способы решения своих проблем и не всегда честно. Потому что бизнес стоит перед выбором: «работать или умирать».
Эксперимент «с граблями»
Основная проблема, которая вызывает вал возмущений у транспортников: эксперимент по введению электронной очереди, которая заработала на МАПП «Чернышевское» 1 сентября.
«Да, как говорят чиновники, Литва внесла некий фактор, но проблему создаёт и сама электронная очередь. Насколько я знаю, эта проблема возникла не только у нас, но и на погранпереходе «Бугристое» в Челябинской области, между Россией и Казахстаном. Вроде дружественные страны. Там-то отчего очередь? — задаётся вопросом Хвесюк. – Я не слышал, чтобы перед запуском очереди консультировались с перевозчиками; кто-то приехал на границу и спросил: «Ребята, что нужно сделать, чтобы вам было комфортно?». Кто-то в очередной раз поставил себя галочку в заслуги, а страдают люди. Но больше всего убивает, что когда от перевозчиков посыпалась куча обращений в разные органы, ведомства, ответ власти и министерства был такой: «У нас всё работает!» (аплодисменты в зале). «У вас» – может быть! Потрачены государственные деньги на систему, но практика показывает, что она не улучшила жизнь людей, приносящих вам налоги. … Я предлагал вывести из чата мнения водителей: что они думают об этой системе. Но постеснялся. Там ни одного слова нормального в адрес тех, кто её разработал, нет. Мы наступили на те же грабли, что и белорусы. До 2019 г. тысяча машин в Каменном логу проходила за 2-3 суток. Как только Беларусь ввела предварительное планирование (наши сделали аналогичную пародию), машины встали в очередь на 12 дней. Вскоре её отменили. О перспективах наступления этого коллапса, я писал губернатору ещё в декабре 2022 года. Мы возили письмо в Администрацию Президента. Обидно, что нас никто не слышит. Верните нам обычную очередь, которая формируется на границе!».
Проблема и в том, что таможня даёт всего 7 дней, в течение которых грузы из Калининграда должны прибыть в Беларусь. За опоздание – штраф. Предприниматели просят таможню продлить транзит — не продлевают.
Он максимальный, согласно законодательству. «Почему мы без вины виноватые остаёмся? За счёт нас пополняется бюджет республики Беларусь. Мы, конечно, братья. Но не таким же способом их спонсировать!» — возмущается Хвесюк.
«С момента открытия первые 3 недели очередь работала в штатном режиме, — сообщил представитель ФГКУ «Росгрантстрой» Константин Мороз. — Она организована по предложению правительства области. Когда очередь открывалась, я сам был на «Чернышевском» в 12 ночи. И днём также присутствовал. Помогал работать. Обходил водителей, давал памятки. Это было сделано для людей, и, что ценно, — бесплатно, чтобы водители не стояли по 5-6 дней».
«Зачем нам рассказывают то, что было вчера?» — отреагировала публика.
«Сейчас очередь работает в таком режиме, когда загорается зеленый сигнал светофора, машина всё время проезжает. Левого движения сейчас там нет. Если есть подобные факты, давайте обсуждать это с оператором. С ним можно связаться через порталы. Я просматривал все обращения. Мы бы хотели услышать, как её улучшить», — воззвал Мороз.
Ответ из зала последовал молниеносно: «Отменить!»
«Смотрите: сейчас в электронной очереди записано порядка 850 – 900 машин. Ежедневно открывается запись в 10 часов и примерно за 2 часа заполняется», — продолжал представитель «Росграницы». — Запись ведётся через интернет: 2 слота в час. Также на постах т. н. живая очередь организована по предложению перевозчиков. Это разные порталы, хоть и выглядят одинаково. Там точно также берется временной слот, но открывается только один день планирования. Дальше каждый час идут машины: 2 – из интернета, 2 – из живой очереди. Сейчас через «Чернышевское» в сутки проходит около ста машин. Когда не было ограничений, проходили 135 – 150. Сейчас пропускная способность пункта пропуска связана с ограничениями литовской стороны. Есть веб-камеры – можно увидеть загруженность нейтральной полосы, въезд на пункт пропуска. Есть ТГ-каналы, которые оповещают водителей о задержке очереди, и какие машины должны проехать в ближайшее время. Это сделано для того, чтобы повысить прозрачность. Можно сравнивать: какие машины публикуются для проезда в ближайший час, и какие проезжают на самом деле. Если есть предложения по улучшению, просим их направлять в адрес «Росгранстроя» и оператора электронной очереди. Адреса есть на порталах», — сообщил выступающий.
«Самая большая проблема – рационализаторство. Непонятна сама цель создания электронной очереди…» — поднялся с места перевозчик.
«Чтобы водители не стояли по 5-6 суток вдоль дороги», — конкретизировал представитель «Росгранстроя».
«Зачем придумывать велосипед? Сделайте, как у литовцев в Кибартае: заехал в отстойник, получаешь талончик, ждёшь, пока тебя пригласят на госграницу. Всё!», — предложил простой выход из ситуации предприниматель Андрей Гуджель и сорвал аплодисменты. — Понятно, электронная очередь задумывалась для удобства, но Литва работает уже не так, как должно. Спланировать работу собственнику очень сложно.
Заказчик спрашивает: «Когда вы мне доставите груз?». А я не знаю, когда его доставлю. Потому что у меня водитель ещё не может выехать.
Пока литовская сторона не начнёт соблюдать норматив (20 минут на машину), электронная очередь нормально не заработает. Я подготовил предложения: 1. Перенаправить поток пустых машин, особенно иностранных перевозчиков, на другие пункты пропуска. 2. Выдавать талон для электронной очереди только после того, как машина затаможена. Получил декларацию – можешь податься в электронную очередь. Если пустой – 1 к 5. 3. Поделить очередь на «скоропорт» – «нескоропорт», — завершил он выступление под бурные аплодисменты.
«Всё что коллега говорит: это про то, чтобы продолжать очередь модернизировать…», — попытался повернуть беседу в нужное русло Константин Мороз.
«Не надо!» — было ему громогласным ответом.
«Когда постановление принималось, никто не знал, что закроются все переходы и останется один — на Кибартай. Поэтому моё предложение такое: просить временно поставить электронную очередь на паузу как минимум до апреля следующего года. Через каналы МИД открыть ещё один переход, чтобы уходить туда порожняком. За это время «вылизать» алгоритм очереди к условиям нашей действительности. Алгоритм здесь и где-нибудь на Верхнем Ларсе — совершенно другой. Эксперименты можно ставить тогда, когда у нас будет альтернатива. В данном случае её нет. Сделайте один переход, по которому можно идти в старом режиме, а на другом отрабатывайте нововведения. Просьба поддержать эту инициативу от правительства и отправить в Минтранс РФ», — подытожил Андрей Гуджель.
«Простой вопрос: мы можем тут сразу отменить электронную очередь?!» — поинтересовался народ.
«То, что вы сделали, не работает! Нас нет на границе. Мы все в парке стоим. Кто-то прорывается. Как — рассказывать не буду! И шлагбаум знаем, как объехать, но этого не делаем. Если мы сейчас все здесь договоримся, что мы не будем у вас записываться, а встанем все в длинную очередь от Д. Донского, ваш эксперимент закончится завтра или послезавтра. – Не может сдержать эмоций Андрей Гуджель. — Владелец груза нам сейчас говорит: «Дай машину!». Нет проблем – ставка выросла в 2 раза. Если я ездил за 70, сегодня я поеду за 150, а завтра – за 340. Вот и всё! …Если раньше можно было груз везти на паром за 70 руб., сейчас – за 340! Калининград – замкнутое пространство, его возбудить легко. Вы специально это делаете или по глупости? Если по глупости, то вы не на месте…».
«Сейчас в очереди 900 машин. Если мы электронную очередь отменим, где они окажутся?», — поинтересовался представитель «Росгранстроя».
«Проедут! Максимум за 2 дня», — ответствовал зал.
«То, что мы сейчас наблюдаем, накопительный эффект. Сбились графики погрузок, вы сломали систему, — пояснил Гуджель. — Сейчас на границе нет машин, потому что они стоят в парке и не могут выехать».
«Что конкретно в электронной очереди не так?» — спросил в лоб Константин Мороз и получил категоричный ответ: «Всё!»
Предприниматели предложили сделать такой порядок, чтобы нельзя было занять очередь, пока нет растаможки. Это не актуально на других пунктах пропуска, но реализуемо в Калининградской области – у нас всего 140 км от центра города до погранперехода.
«Такие предложения хорошо принимаются к действию, когда они подписаны коллективно. Создадим рабочую группу», — согласился Мороз.
Яблоки гниют
От лица грузоотправителей слово взяла коммерческий директор «Калинково» Елена Мальцева: «Мы производим цветы и яблоки при поддержке министерства сельского хозяйства, которое выделяло нам деньги на импортозамещение. Соответственно, мы эти деньги взяли, посадили большой сад, вырастили в этом году 700 тонн яблок — это более 50 машин, которые мы хотим отравить на территорию Российской Федерации, потому что мы под это были заточены. Помимо этого есть 15 миллионов тюльпанов, выращиваемых к 8 Марта. Это ещё более ста машин, которые тоже нужно вывезти как «скоропорт». У нас про всё на всё очень мало времени… Мы выигрываем аукционы на территории РФ под определённые даты, сроки, объёмы. Просим дать нам график. В итоге перевозчик поднимает цены, а яблоки в цене не растут. Благодаря созданной электронной очереди, я как коммерческий директор компании не понимаю, как мне продать 700 тонн яблок и выращенные тюльпаны. Вы даже не понимаете, что есть понятие «скоропорт».
«До электронной очереди ни у кого не было проблем со «скоропортом»! Уберите шлагбаум с границы!» — закричали перевозчики. – Если ломается транспортное средство, тогда вообще край. Мы вылетаем из очереди, как торпеда. Груз превращается в ужас».
«У меня есть очередь на 25 число. Я готова от нее отказаться, чтобы встать в живую, — предложила индивидуальный предприниматель Татьяна П. — У меня сидят 2 человека по ночам и ловят эти очереди. Я им плачу по 5 тыс. руб. за место. Моя машина находится в Москве. Я гоню сейчас водителя домой. Спасает, что 66 часов задержки. Он должен успеть загрузиться и выгрузиться. А если нет, я бронь скину, и буду пытаться поймать на другую машину».
Чтобы не мучились
Заместитель председателя правительства Калининградской области Александр Рольбинов напомнил людям о том, как затевался эксперимент с электронной очередью.
«Вы помните, когда перед пунктом пропуска фуры стояли по 5-6 дней. Наши сотрудники выезжали на место. Организовывали для водителей горячее питание, туалеты и прочее. Логика создания электронной очереди была, чтобы водители не мучились в нечеловеческих условиях, а дистанционным образом получали номерок и ехали на границу, не простаивая и не живя в автомобиле, — рассказал он. — То, что сейчас мы слышим… Наверное, механизм не совершенен. Здесь есть представители Минтранса — те, кто управляет всеми этими процессами. Понимаю, у каждого есть наболевшее. Все, от кого что-то зависит, услышали. Обсуждать это дальше – бессмысленно. Решение здесь не будет принято. Как кто-то сказал: «Давайте проголосуем и отменим сейчас эту очередь». Так не работает, не летает! Все предложения услышаны. На следующей неделе коллеги это проанализируют».
«У нас недружественные страны, а вы делаете электронную очередь. Мы вас просим на коленях: «Уберите!». В августе еще можно было на паромы записаться, на сегодня мест нет!» — взмолились перевозчики.
«Я тоже исписал полтетрадки. Нам надо проработать. Не будет решения оперативного сегодня. Есть технические моменты, которые надо решить, — попытался перевести разговор в конструктивное русло замдепартамента Минтранса РФ Андрей Енин. – Но вы и сами друг у друга очередь отнимаете. Это мне напоминает, как при коронавирусе, когда все спешили гречку и туалетную бумагу закупить. Я ещё там, а очередь себе бронирую. А потом гоню водителей, нарушая режим труда и отдыха. А если будет серьёзная авария? Из 10 слов негатива у каждого одно конструктива. Всё это будет проработано с инициативной группой. Понятно, что вопрос очень остро стоит, и вы хотите его решить. Мы тоже хотим».
«Сейчас конец года, самый пик перевозок – перед Новым годом, — напомнили перевозчики. — Быстрее решайте!»
После обсуждения проблемы с электронной очередью дошла очередь до паромного сообщения. Замруководителя аппарата комитета Госдумы по транспорту Станислав Москвичёв сообщил, что депутаты уделяют области максимум внимания. В июле было выездное заседание, в августе заслушали министра транспорта. Калининградской области нужно будет добавить как минимум 3 парома в ближайшее время. Эти затраты планируется включить в бюджет, который будем скоро принимать».
Гендиректор «Росморпорта» Сергей Пылин поинтересовался у перевозчиков, как не попавшие на паром водители добираются от Усть-Луги до Пулково. Те пояснили, что без изменений: на такси за 4500 – 4700 руб. Одна из предпринимателей посетовала на высокие цены на авиабилеты: 14 октября билет из Калининграда до Пулково ей пришлось брать за 20 500 руб.
Пылин сообщил, что есть возможность организовать с правительством Ленинградской области пусть нерегулярные, но заказные маршруты от паромной переправы до аэропорта.
Представители компаний просят дать возможность машинам с областной «растаможкой» работать в Большой России. Сейчас такому транспорту законодательно запрещена перевозка грузов между городами на территории «Большой» России и между странами ЕАЭС. А сменить таможенный режим транспорта на «выпуск в свободное обращение» — экономически не целесообразно, поскольку за транспортное средство рыночной стоимостью 500000-700000 руб., нужно заплатить таможенных платежей 1,5-1,8 миллионов! Плюс – «утилизационный сбор», сумма которого – запредельная.
Представитель Минтранса сообщил, что слышал, якобы машины с областной «растаможкой» и так, без разрешения, спокойно осуществляют фрахт по России. На что одна из предпринимателей сообщила как именно: мол, откупилась: 30 тысяч — с Нижнего Новгорода до Москвы.
Зашла речь и о кадровой проблеме.
«Нам говорят, что в Большой России не хватает водителей. А тут мы их губим! 250 предприятий малого бизнеса хотим закрыть, — с сожалением сообщил один из членов инициативной группы. — Водители ушли в Польшу на зарплату 2300 евро. Ушли в Литву. Отдали самых квалифицированных, подготовленных. Никто не будет на такие зарплаты возвращаться. Один поработал 2 месяца в России. Говорит: «Не возвращайте меня в этот дурдом!» Водительский состав не пополняется молодыми вообще. Никто не хочет по 5-6 дней жить в машинах. Остались кадры 63, 60, 59 года рождения. И это скоро закончится! Что мы будем делать? Мы готовы работать, а нас по рукам бьют. Вы хотите инвестора сюда пригласить. И первое, что он захочет услышать: как сюда доставить оборудование. А тут с логистикой — мама не горюй!»
Инициативная группа перевозчиков составила резолюцию по всем обозначенным проблемам и намерена направить её в Правительство РФ. Главное требование — немедленно остановить эксперимент по электронному бронированию очереди на границу. В кратчайшие сроки разработать регламент бронирования мест на паром, предусмотреть часть билетов для перевозчиков. Разрешить работать машинам с областной «растаможкой» на территории РФ. Снизить ставку транспортного налога для всех международных перевозчиков области.
* * *
От редакции ATI.SU: в понедельник, 23 октября пресс-служба Калининградской таможни сообщила журналистам, что обстановка в Чернышевском нормализовалась — по состоянию на 09:00 в очереди стояло всего 10 машин. Таможенники отметили, что нормализация связана с увеличением пропускной способности с литовской стороны: за выходные из региона выехало более 300 машин.
Татьяна Макарова
Написать ответ